Спектакль Теодороса Терзопулоса по одноименной пьесе Б.Брехта «Мамаша Кураж и её дети»
Знаменитую антивоенную пьесу Бертольта Брехта ставит на Основной сцене Александринского театра один из ведущих театральных режиссеров Европы, создатель собственной системы актерского мастерства, греческий режиссер Теодорос Терзопулос. «Мамаша Кураж и её дети» - его третья работа на Александринской сцене. «Царь Эдип» по Софоклу открывал в 2006 году Первый международный театральный фестиваль «Александринский», в репертуаре Новой сцены Александринского театра идет спектакль «Конец игры» по одноименной пьесе C.Беккета.
Теодорос Терзопулос всегда работает с классическими текстами, прежде всего с древнегреческими, и является лучшим специалистом Европы по древнегреческой трагедии, но обращение к Брехту для него далеко не случайно. В 1972-1976 годах Терзопулос стажировался в основанном Брехтом театре « Берлинер ансамбль» под руководством Хайнера Мюллера, Манфреда Векверта, Рут Бергхаус и Эккерхарта Шаля. В числе его ранних работ «Булочная Б.Брехта» в Театральной лаборатории Фессалоников (1977), Красно-коричневые Б. Брехта в Театре Фессалоников (1977), Мамаша Кураж Б. Брехта в Государственном театре Северной Греции (1983). Также он руководил постановкой спектаклей: Знакомство с Брехтом (1976), Мария Фарандури поет Брехта (1979), Эккехарт Шаль и Мария Фарандури поют Брехта (Димитриа Фессалоники и Берлинский Ансамбль,1980).
В новом обращении режиссера к «Мамаше Кураж» Брехта заняты ведущие актеры Александринского театра, в заглавной роли – заслуженная артистка России Елена Немзер.
«Брехт поставил «Мамашу Кураж» в театре «Берлинер Ансамбль» в 1949 году и показал войну как нечто рядовое, обычное и обыденное. Это был серьезный вызов зрителям, чьи воспоминания о недавней войне были очень остры. Мы в своем спектакле обращаемся к современным войнам, к каждодневному насилию и разрушениям. Вместе с потрясающими актёрами Александринского театра мы упорно шли к актуальной интерпретации эпического текста Брехта, стремясь приблизить его к реалиям сегодняшнего дня, в котором война зачастую маскируется под мир и прогресс». Теодорос Терзопулос
Актеры: Е.Немзер, ведущая труппа Александринского театра.
Постановка на столько современная, что ее буквально тяжело воспринимать. Режиссерские решения уводят от смысла самого текста Брехта. Из сильной пьесы режиссер сделал какой-то водевиль. Просто поглумился над текстом и над зрителями, которые пришли на спектакль и вынуждены были смотреть его до конца. Антракт предусмотрительно убрали (подозреваю, что от трети до половины зрительного зала просто ушли бы в антракте).
Может быть я ретроград, но искренне не понимаю, каким образом проникнуться ужасами войны мне поможет то, что весь спектакль актеры на сцене кричат криком (вместо нормальной сценической речи), нюхают некий белый порошок и изображают половой акт (в том числе групповой) в манекеном в человеческий рост.
В целом спектакль выдержан в Брехтовской драматургии и в нём вы не увидите аристотелевского театра, может поэтому зрители, которые планировали отдохнуть, уходили (но их было не много). Идя на спектакли по Брехту - нужно понимать, что сопереживаний здесь не будет и катарсиса вам не ощутить. Эпический театр Брехта - театр разума - здесь думать надо.
Интересная сценография (наиболее удачные места не выше 1-го яруса, как обычно).
П.С. Отзывов нет, потому что премьера была 24.02.2017.