Театр МТЮЗ, Москва
МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ В «КУКОЛЬНОМ ДОМЕ»
Автор Семен Саксеев
Режиссер Петр Шерешевский
Художник Надежда Лопардина
Художник по костюмам Варвара Гурьева
Художник по свету Алексей Попов
Саунд-дизайн Даниил Скорев, Дарья Кузнецова
Монтаж видео Вадим Кайгородов, Вадим Кнышов
Артисты: Илья Смирнов, Полина Одинцова, Константин Ельчанинов, Илона Борисова, Алексей Алексеев
Продолжительность 3 часа 20 минут с двумя антрактами.
Премьера 29 июня 2024 года
Новый спектакль Петра Шерешевского поставлен по пьесе, написанной поверх знаменитого «Кукольного дома» Генрика Ибсена. Этот текст рождался из живых актерских импровизаций на репетициях. Получилась очень современная и близкая нам история о том…
Что делать, если кожей чувствуешь, что ты нелюбима? Что человек, который вчера ещё был самым родным на земле, с которым растили детей и преодолевали житейские трудности, вдруг отдалился и продолжает жить с тобой только из чувства долга и порядочности.
И с другой стороны, что делать, если любовь ушла, а долг и родственные чувства остались? И есть ли вещи более важные, чем любовь?
Пресса:
Петр Шерешевский выпустил в МТЮЗе свою первую премьеру в качестве главного режиссера театра. «Медовый месяц в «Кукольном доме»» – его собственная адаптация знаменитой пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», действие которой перенесено в наши дни. Режиссер поставил свой самый простой, лаконичный и вместе с тем самый безнадежный спектакль.
Супругов Хелимских играют Илья Смирнов и Полина Одинцова, давшие героям свои имена. Однокурсники по Щепкинскому училищу, они уже десять лет работают в МТЮЗе, но таких крупных и серьезных ролей на большой сцене у них еще не было. И они заявили о себе как сильные и глубокие драматические артисты. Илья Смирнов более сдержан и весь спектакль старается сохранять приятный покерфейс и прятать свои чувства (вернее, их отсутствие). Зато Полина Одинцова выдает весь спектр эмоций и постоянно играет в двух регистрах – себя настоящую, растерянную и тревожную, и свою «улучшенную» версию. Если ибсеновская Нора в финале вырывалась на свободу из патриархальной клетки «семейного очага», где ей отводилось место декоративной певчей птички, то Нора современная сама старательно эту клетку строит, добровольно играя роль «канарейки». Но прожив вместе десять лет, герои остаются чужими людьми, которые так и не могут встретиться по-настоящему.
газета «Коммерсант»
Больно от жизни – этот мотив проступает в спектакле постоянно. Боль обыденного, ежедневного, внешне устроенного, но давно пошедшего трещинами в своей сердцевине существования становится главной темой. Мир по-прежнему, как и во времена написания «Кукольного дома», полон декларируемых параллелей-перпендикуляров: семейные ценности, карьера, материальное благополучие, труды и праздники, дружеское общение. Однако что-то серьезно поломалось внутри, и человек, хватаясь за привычные опоры, на самом деле парализован страхом, недоверием и тотальной ложью.
Полина Одинцова играет изумительно – и этот постоянный страх, и это глубинное, в поры въевшееся вранье, и это абсолютно экзистенциальное несчастье. Находясь на грани нервного срыва, она смеется особенно звонко, а нацепляя на себя маскарадный костюм, выглядит особенно растерянной и, кажется, перепуганной насмерть…
Избавившись от витиеватого многословия и архаической лексики старой, хоть и великой пьесы, Петр Шерешевский поставил свой, кажется, самый простой с точки зрения средств выразительности спектакль. Никаких сложных ходов, почти никаких метафор, минимум культурологических коннотаций. Замечательных артистов МТЮЗа он всего лишь заставил просуществовать эти три дня из жизни обычной семьи так, что у сидящих в зале современников создается полное ощущение документального соприсутствия и соучастия.
«Петербургский театральный журнал»