Ослепительная, яркая, остроумная «Летучая мышь» давно стоит в одном ряду с лучшими музыкальными спектаклями мира. 5 апреля 1874 года зрителям венского театра «Ан дер Вин» была впервые представлена эта оперетта Иоганна Штрауса. С тех пор история о том, как неверный муж соблазнился собственной женой, лицо которой скрывала карнавальная маска, покорила несколько поколений зрителей.
Новый спектакль Михайловского театра подчёркивает исключительные благородство и вкус музыки признанного короля вальсов, лёгкость и изящество его героев, их элегантность и красоту.
«У нас это будет прежде всего семейная история, актуальная во все времена, – рассказывает музыкальный руководитель постановки и главный дирижёр театра Александр Соловьев. – Вечная история взаимоотношений мужчины и женщины, которые подошли к новому этапу своей жизни и теперь должны посмотреть друг на друга новыми глазами»
Премьера постановки: 12 января 2023 года
Либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене
на основе фарса Юлиуса Родериха Бенедикса «Тюремное заключение»
и водевиля Анри Мельяка и Людовика Галеви «Бал в сочельник, или Часы с боем»
- Музыкальный руководитель постановкиАлександр Соловьев
- Режиссёр-постановщикЮлия Прохорова
- Художник-постановщикНиколай Слободяник
- Художник по костюмамАнна Ефремова
- Художник по светуДенис Солнцев
- ХореографАлександр Омар
- ВидеоВадим Дуленко
- Ответственный концертмейстерНаталья Дудик
- Консультант по немецкому языкуАнастасия Сорина
Либретто:
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Гостиная в доме Габриэля фон Айзенштайна. За окном слышна серенада, которую поёт поклонник Розалинды фон Айзенштайн, Альфред. Горничная Адель смеётся над ним, читая письмо от своей сестры — танцовщицы Иды. Сегодня вечером она будет на балу у молодого князя Орловского и может взять Адель с собой, если та раздобудет подходящий туалет в гардеробе хозяйки. Девушка мечтает об актёрской карьере, и знакомство с влиятельным театральным покровителем как раз кстати. Адель просит у Розалинды свободный вечер под предлогом болезни своей тёти, но получает отказ: муж Розалинды сегодня должен отправиться на пять дней в тюрьму, и она не может остаться совсем одна. Неожиданно появляется Альфред, чтобы заручиться согласием на вечернее свидание. Не успевает он исчезнуть, как врывается разъярённый хозяин дома, сопровождаемый адвокатом Блиндом. Судебный процесс Айзенштайна потерпел фиаско, но приход друга, доктора Фалька, улучшает настроение. Вместо тюрьмы Фальк приглашает приятеля на бал к Орловскому. Айзенштайн с радостью соглашается. Розалинда провожает мужа в тюрьму, а заодно отпускает и Адель.
В доме снова появляется Альфред, чтобы в очередной раз признаться Розалинде в любви. Идиллию нарушает директор тюрьмы Франк, пришедший арестовать хозяина дома. Вид мужчины в домашнем наряде не вызывает сомнений: конечно, это тот, кто ему нужен. Боясь скомпрометировать возлюбленную, Альфред выдаёт себя за осуждённого Айзенштайна и следует за Франком.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Бал на загородной вилле князя Орловского в самом разгаре, но Фальк обещает, что настоящее развлечение ещё впереди. Его розыгрыш – месть Айзенштайну за неудачную шутку. Когда-то после шумного маскарада Айзенштайн оставил запьяневшего Фалька спать на лавочке в костюме летучей мыши и сегодня заплатит за свой поступок сполна. Фальк придумывает гостям новые амплуа. Адель предстаёт в образе актрисы, Айзенштайн представляется французским маркизом Ренаром, а директор тюрьмы – французским шевалье. Узнав свою горничную, Айзенштайн, конечно, обескуражен, однако самое интересное – появление таинственной венгерской графини в маске. Это Розалинда. Она также приглашена на маскарад и «знакомится» со своим мужем, Аделью и Франком, не выдавая себя. Ничего не подозревая, Айзенштайн ухаживает за незнакомкой и приглашает её на свидание. «Графиня» отказывается снимать маску, но забирает у влюблённого «маркиза» часы – по ним он узнает её при следующей встрече.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Тюрьма. К утру сюда приходит Айзенштайн и видит за решёткой Альфреда. Ревнивый муж требует объяснений от супруги, которая оказывается здесь, чтобы восстановить справедливость. В ответ на подозрения Розалинда показывает ему часы, подаренные этой ночью венгерской графине. Фальк торжествует: Айзенштайн разоблачён. Впрочем, к счастью, Розалинда великодушно прощает своего легкомысленного, но всё ещё любимого мужа.
Оркестр великолепен и когда мы поняли, что на сцене ничего интересного увидеть нельзя, просто закрывали глаза и наслаждались музыкой.
Еще в начале спектакля действо, когда Айзенштан запихивает в себя спагетти (свисающие из его рта) и расстроенная Розалинда гасящая сигаретту в его тарелке, честно говоря,повергло нас в шок. Неприятно удивила массовка, под музыку венского вальса подтанцовывающая твист. Неуместно звучащая музыка из к/ф "Эммануэль" и песни Джо Дассена. Мужчины переодетые женщинами и наоборот, это не разовая акция, а вполне закономерный подход. Граф Орлов - женщина... Были неприятно удивлены, что даже в Википедии, уже все (либретто) изрядно "подчищено" и цит. " Граф Орлов в оригинале женщина"...
Ушли после второго акта, в надежде, что первое впечатление может быть неверным. А так, стоило бы уйти раньше.
Жаль потраченного времени и денег. Очень неприятные ощущения и осадок!
Прекрасная легкая и веселая экранизация этой оперетты (1979 г.), хоть как-то сгладила неприятные ощущения театрального вечера.