Описание
Фрескобальди и Свелинк, символически открывающие «историю органа» в этой программе, считаются основателями европейской органной музыки как таковой. Будучи прославленными органистами своей эпохи, оба они создали собственные «школы» и заложили фундаментальные основы сольного органного письма.
Mein junges Leben hat ein End – одно из самых известных сочинений Свелинка и одно из самых явных изображений смерти в барочной музыке (вопреки частому ошибочному переводу названия как «моя юность уходит», речь идёт о безвременно завершающейся жизни), причём, в отличие от типичного для барокко религиозного архетипа смерти Христа, в центре внимания здесь не Бог, но человек: текст песни, представляющий собой шесть строф в характерной для немецкой поэзии барформе, повествует о последних мыслях умирающего перед лицом смерти.
Наиболее совершенной из баховских партит считается BWV 768 с присущим ей наибольшим мастерством письма, а также примечательным масштабом и продолжительностью. Это единственная партита, предполагающая облигатное использование органной педали; индивидуализация каждого следующего проведения достигает абсолюта, а стилистический диапазон обретает небывалую широту. Благодаря этому сочинение справедливо причисляют к безусловным баховским шедеврам – несмотря на молодость его автора.
Сен-Санс и Вьерн в этой программе олицетворяют два контрастных направления романтизма: «вовне», в объективную и отвлечённую сферу народной музыки, «освежающую» композиторские поиски своей архаической простотой, – и «вовнутрь», в философские и психологические бездны, требующие усложнения музыкального языка и поистине напряжённого симфонического развития. Оба этих вектора получили значительное развитие в оркестровой, фортепианной, инструментальной и органной музыке XIX и начала XX века, послужив отправной точкой для создания многих великих сочинений своего времени.
Исполнитель:
Марина Бадмаева (орган, г. Москва)
В программе:
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Токката и канцона из сборника Fiori musicali (1635)
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Вариации на тему Mein junges Leben hat ein End, SwWV 324
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768
Камиль Сен-Санс (1835–1921)
Рапсодия ре мажор (на бретонские темы), op. 7, № 2 (1866)
Луи Вьерн (1870–1937)
Romance и Final из Симфонии № 4 соль минор, op. 32 (1914)
Mein junges Leben hat ein End – одно из самых известных сочинений Свелинка и одно из самых явных изображений смерти в барочной музыке (вопреки частому ошибочному переводу названия как «моя юность уходит», речь идёт о безвременно завершающейся жизни), причём, в отличие от типичного для барокко религиозного архетипа смерти Христа, в центре внимания здесь не Бог, но человек: текст песни, представляющий собой шесть строф в характерной для немецкой поэзии барформе, повествует о последних мыслях умирающего перед лицом смерти.
Наиболее совершенной из баховских партит считается BWV 768 с присущим ей наибольшим мастерством письма, а также примечательным масштабом и продолжительностью. Это единственная партита, предполагающая облигатное использование органной педали; индивидуализация каждого следующего проведения достигает абсолюта, а стилистический диапазон обретает небывалую широту. Благодаря этому сочинение справедливо причисляют к безусловным баховским шедеврам – несмотря на молодость его автора.
Сен-Санс и Вьерн в этой программе олицетворяют два контрастных направления романтизма: «вовне», в объективную и отвлечённую сферу народной музыки, «освежающую» композиторские поиски своей архаической простотой, – и «вовнутрь», в философские и психологические бездны, требующие усложнения музыкального языка и поистине напряжённого симфонического развития. Оба этих вектора получили значительное развитие в оркестровой, фортепианной, инструментальной и органной музыке XIX и начала XX века, послужив отправной точкой для создания многих великих сочинений своего времени.
Исполнитель:
Марина Бадмаева (орган, г. Москва)
В программе:
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Токката и канцона из сборника Fiori musicali (1635)
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Вариации на тему Mein junges Leben hat ein End, SwWV 324
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768
Камиль Сен-Санс (1835–1921)
Рапсодия ре мажор (на бретонские темы), op. 7, № 2 (1866)
Луи Вьерн (1870–1937)
Romance и Final из Симфонии № 4 соль минор, op. 32 (1914)