Концерт музыки для голоса и органа «Языком звуков»
6 +

Концерт музыки для голоса и органа «Языком звуков»

Описание
Музыка, иллюстрирующая слово; музыка, продолжающая слово, подтверждающая или усиливающая его – вплоть до той степени убедительности, когда необходимость в присутствии вербального текста отпадает в принципе, – именно так можно описать музыку барокко. В этой программе, чередующей вокальные и органные сочинения, мы можем воочию увидеть этот процесс.

Ария Баха и ария Вивальди открывают нашему взору богатство музыкальной риторики. К началу XVIII века система риторических фигур обретает поистине впечатляющие масштабы; в это время создаётся множество трактатов, призванных перечислить и дать истолкование всем известным их образцам. Вопрос о догматичности такого рода систем всегда сталкивается с той живой непредсказуемостью и многогранностью музыкальной практики, которая отличала барокко в принципе; в то же время именно фигуры служили «строительным материалом» для создания того или иного аффекта.

Хоральные обработки – пример того, как вербальный текст «пресуществляется» в музыкальное высказывание, превращаясь в нечто имплицитно очевидное. Особым их жанром была хоральная партита – ряд вариаций, как правило, количественно совпадающих с числом хоральных строф и объединëнных схожей структурой и драматургией (канциональное проведение в начале и следующий за ним bicinium, частое присутствие диалогических фактур). Наравне с Пахельбелем и Себастьяном Бахом, Георг Бём создал ряд хоральных партит, по праву признанных вершинами этого жанра.

Чакона Генделя и граунд Пёрселла – две перекликающиеся остинатные формы, близкие не только по структуре, но и по стилю (фактически, Гендель был косвенным «преемником» Пёрселла на английской ниве).

Граунд – «фирменный знак» английского барокко, формально близкий пассакалии и чаконе, но отличающийся от них лексикой и аффектом; его гипнотический, замкнутый характер контрастирует с торжественным и патетическим письмом Генделя.

Исполнитель:
Эльвира Копылова (сопрано)
Галина Ельшаева (орган)

В программе:
Франц Тундер (1614–1667)
Прелюдия in g

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Seufzer, Tränen, Kummer, Not… Ария из кантаты Ich hatte viel Bekümmernis, BWV 21
Фантазия соль мажор (Pièce d'orgue), BWV 572

Антонио Вивальди (1678–1741)
Ария In furore из духовного мотета In furore giustissimae irae, RV 626

Иоганн Себастьян Бах
Фантазия и фуга ля минор, BWV 561

Георг Бём (1661–1733)
Хоральная партита Ach, wie nichtig, ach, wie flüchtig

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Lascia, chi’o pianga… Ария Альмиры из оперы «Ринальдо», HWV 7
Чакона соль мажор, HWV 435

Генри Пёрселл (1659–1695)
Граунд in c, Z. 222

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Alleluja из мотета Exsultate Jubilate, K 165

 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург