27 января – День воинской славы России, в этот день 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда от фашистских захватчиков.
Вечером 27 января по ленинградскому радио был передан текст приказа войскам Ленинградского фронта с сообщением о полном снятии блокады. Десятки тысяч жителей города вышли на улицы, площади, набережные реки Невы. Салют начался в 20 часов: прозвучали 24 залпа из 324 артиллерийских орудий, сопровождавшиеся фейерверком и подсветкой зенитными прожекторами.
Из дневника актрисы Городского театра Натальи Сахновской: «15 января. Проснулись рано утром от страшнейшей стрельбы. Не сразу поняли, что этот ураганный огонь открыл наш город, и не знали, что нас ждет. Били все корабли на Неве и вся артиллерия города. <…> 27 января 1944. Тишина. Ни одного взрыва… затих и грозный гул отдаленной канонады… и вдруг весть! Наша армия одержала Победу, полностью разгромлен враг под Ленинградом, блокада снята. Великий праздник! Снята блокада! Какое счастье!!! Мы все выбежали на улицу, чужие люди бросались друг другу в объятия, плакали, торжествовали, рыдая».
В эти дни Городской театр, прозванный ленинградцами «Блокадным», напряженно жил и работал! Давал шефские концерты на передовой, в частях и в госпиталях, играл спектакли на разных площадках города: в Театре комедии, Малом оперном театре, Доме культуры им. Горького.
19 января 1944-го поставили легкий и оптимистичный спектакль по одноактовым водевилям, который играли и в первые дни февраля.
Поставленная в канун нового, 1944-го года премьера по героической драме «Олеко Дундич» пользовалась у ленинградцев особым успехом: потребность именно в таком герое, как Олеко Дундич – беззаветном защитнике родины – была ощутима в военные дни. Вот как вспоминал о спектакле его художник В.А. Покровский:
«Образ Олеко Дундича в прекрасном исполнении засл. артиста РСФР тов. Павликова М. С. и народного артиста тов. Никитина Ф. М. вызывал ассоциации с героями Великой Отечественной Войны. Нависшее небо с грозовыми тучами и силуэты военных кораблей, сразу вводили зрителя в атмосферу предчувствия опасности. Последняя картина, когда Дундич, в черной развевающейся бурке, срывает со стола кусок кумача и высоко подняв саблю с этим красным лоскутом на ее острие, бросается вперед, увлекая за собой бойцов – этой сценой заканчивается спектакль под бурные аплодисменты зрительного зала. Эта эмоциональная концовка спектакля была подсказана актеру художником… когда шла последняя репетиция, Покровский принес в театр эскиз афиши-плаката к премьере «Олеко Дундич». Плакат тут же на репетиции был рассмотрен и принят. На другой день Павликов пришел к режиссеру Лебедеву и сказал, что плакат великолепно отображает идею пьесы, что именно этот образ сабли с кумачом на клинке должен стать итоговой точкой спектакля, как символ борьбы за победу революции».
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, в генах которого – код блокады, в творчески постоянно возвращается к этой важной теме. Истинным ленинградцам необычайно дорого все, что связано со славным прошлым их родного города, с его героической обороной, сплотившей всех в единый мужественный отряд защитников твердыни на Неве. В 1961 году режиссер И. Ольшвангер поставил пьесу О. Берггольц «Рождены в Ленинграде», в которой рядом с такими корифеями сцены, как Н. Боярский, выступила блистательная Алиса Фрейндлих, не понаслышке знающая, что такое блокада Ленинграда.
Прошедший войну Рубен Сергеевич Агамирзян не только строил на военных спектаклях репертуар, но и воспитывал на этой теме труппу. Его постановки по пьесам О. Друцэ, Н. Думбадзе, Н. Симонова вошли в сокровищницу советского театра.
В 1983 году режиссер В. Суслов создал спектакль-посвящение дню снятия блокады, «Новоселье в старом доме» по пьесе А. Кравцова. У каждого из героев этой драмы своя судьба и судьба общая – все они ленинградцы. Действие охватывает события двух дней послевоенных десятилетий: 27 января 1946 года и 27 января 1956 года. Четыре женщины, два мужчины и два ребенка. В кухне стулья, столы, табуреты, полки собраны из уцелевших в блокаду вещей... Жильцы, попавшие сюда случайно после расселения, делят эту кухню между собой. И у каждого за плечами своя война, своя беда и свое одиночество. Два дня в одной коммунальной квартире, когда оживают в памяти людей события войны и осознание цены Победы.
Прошлое с нами всегда. «Если войну забывают, начинается новая», – говорит один из героев спектакля. И эти слова адресованы всем нам, живущим в XXI веке…
Прекрасный, душевный спектакль- концерт в театре им. Комиссаржевской « Я вернулся в мой город». Артисты театра разных поколений признаются в любви к нашему Петербургу. Яркий калейдоскоп искренних, зажигательных , трогательных номеров! Живая музыка. Замечательно! Отличная идея и прекрасное ее воплощение на сцене!
Чисто субъективно - жаль, что в ткань спектакля не включили композиции Александра Розенбаума, это было бы органично...
Огромное спасибо Леониду Алимову и всей его искрометной профессиональнейшей команде от нас, зрителей и от Санкт-Петербурга, конечно!
Ждём новых спектаклей!