Описание
Четвëртая, заключительная часть баховского Clavierübung'а представляет собой «дело беспримерное» – при всëм колоссальном объëме своих творческих исканий Бах едва ли создал сочинение столь необъятного масштаба – как с точки зрения продолжительности (ария с вариациями BWV 988, как правило, длится более часа), так и по внутренней структуре, обладающей особенной сложностью и богатством жанровых идей, которыми насыщено это полотно.
«Слово “вариации” может вызвать у неискушëнного читателя представление о том, что тут имеются в виду изменения мелодии, как у венских классиков. В нашем же произведении мелодия арии, то есть тема, имеет подчинëнную роль. ...Здесь музыка развивается на основе баса этой арии, написанной в духе сарабанды. Собственно говоря, четвëртая часть “Клавирных упражнений” представляет собой огромную чакону. Каждую из вариаций можно отнести к одному из трёх типов. Те, номера которых кратны цифре 3, – строгие двухголосные каноны в унисон, секунду, терцию и так далее вплоть до ноны; вместе с басом получается трëхголосие. Следующая за каждым каноном вариация – характерная пьеса, порою “достаточно бодрая”, что соответствует пожеланию заказчика: ричеркар (4-я вариация), жига в пунктирном ритме (7-я), маленькая фуга (10-я), богато украшенные ариозные пьесы (13-я и 25-я), своего рода этюд на трели (28-я). Центр произведения (16-я вариация) – увертюра в духе Люлли: с медленным вступлением, за которым следует радостная фуга в размере 3/4. Остальные вариации, особенно те, что следуют за канонами, демонстрируют все виртуозные возможности клавесинного исполнительства того времени. Здесь Бах рассчитывал на исключительное мастерство и ловкость Гольдберга. Многие из этих пьес можно исполнить лишь на двухмануальном чембало, они звучат совсем “по-современному”, и, подобно бетховенским “Вариациям на тему вальса Диабелли”, указывают путь в будущее». (Бруно Аулих)
Исполнитель:
Алексей Шевченко (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Гольдберг-вариации, BWV 988
«Слово “вариации” может вызвать у неискушëнного читателя представление о том, что тут имеются в виду изменения мелодии, как у венских классиков. В нашем же произведении мелодия арии, то есть тема, имеет подчинëнную роль. ...Здесь музыка развивается на основе баса этой арии, написанной в духе сарабанды. Собственно говоря, четвëртая часть “Клавирных упражнений” представляет собой огромную чакону. Каждую из вариаций можно отнести к одному из трёх типов. Те, номера которых кратны цифре 3, – строгие двухголосные каноны в унисон, секунду, терцию и так далее вплоть до ноны; вместе с басом получается трëхголосие. Следующая за каждым каноном вариация – характерная пьеса, порою “достаточно бодрая”, что соответствует пожеланию заказчика: ричеркар (4-я вариация), жига в пунктирном ритме (7-я), маленькая фуга (10-я), богато украшенные ариозные пьесы (13-я и 25-я), своего рода этюд на трели (28-я). Центр произведения (16-я вариация) – увертюра в духе Люлли: с медленным вступлением, за которым следует радостная фуга в размере 3/4. Остальные вариации, особенно те, что следуют за канонами, демонстрируют все виртуозные возможности клавесинного исполнительства того времени. Здесь Бах рассчитывал на исключительное мастерство и ловкость Гольдберга. Многие из этих пьес можно исполнить лишь на двухмануальном чембало, они звучат совсем “по-современному”, и, подобно бетховенским “Вариациям на тему вальса Диабелли”, указывают путь в будущее». (Бруно Аулих)
Исполнитель:
Алексей Шевченко (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Гольдберг-вариации, BWV 988