Описание
«Король инструментов» всегда привлекал музыкантов масштабами своих возможностей. Как ни один другой инструмент, он дарил исполнителю возможность колоссальных динамических контрастов, богатство фактурных решений и огромнейшее разнообразие тембровых идей; умело распоряжаясь этими сокровищами, органисты создавали поистине впечатляющие произведения искусства.
Слушая барочную часть программы, мы воочию видим, как из стандартной барочной диспозиции «высекаются» разные органные формы. Это и органный «слепок» скрипичного концерта, снятый Бахом с музыки Вивальди, и BWV 534 – одна из «больших» прелюдий и фуг (которые, как правило, выдерживаются в единой регистровке, с минимальными изменениями), и хоральное трио BWV 655, построенное на единовременном контрасте разных пластов фактуры: cantus firmus вынесен в педаль, в противовес каноническим проведениям в «комментирующем пласте» на двух мануалах.
Французский органный романтизм был связан с иными принципами и эстетическими установками, иллюстрацией которых может послужить музыка Шарля-Мари Видора – композитора, создавшего важнейший для своего времени жанр органной симфонии. Каждая из десяти его симфоний, включающих в себя части разного количества и характера, с разных сторон раскрывает дар Видора-мелодиста и Видора-регистровщика, уравновешивая две эти грани его творческого облика и проливая свет на французский «метод» сочинения музыки. Темы, которые в ином случае звучали бы весьма непритязательно, «оживают» на симфоническом органе, обретая подлинную красоту и непосредственность. Орган Кавайе-Колля – революционный для своего времени и при первом взгляде диаметрально противоположный барочной эстетике – неочевидным образом наследовал исторически сложившиеся черты французских органов с их красочными диспозициями и большим арсеналом характерных сольных тембров.
Исполнитель:
Лилия Печёнкина (орган, Германия)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Токката in F, BuxWV 156
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор RV 565 Антонио Вивальди)
[Allegro]
Grave
Fuga
Largo e spiccato
[Allegro]
Трио Herr Jesu Christ, dich zu uns wend, BWV 655
Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534
Хорал № 29 O Mensch, bewein dein Sünde groß из оратории «Страсти по Матфею», BWV 244 (транскрипция для органа Роберта Шааба)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Прелюдия и фуга до минор, op. 37 № 1
Шaрль-Мари Видор (1844–1937)
Andante sostenuto из Симфонии для органа № 9 до минор «Готической», op. 70
Allegro из Симфонии для органа № 6 соль минор, op. 42/2
Слушая барочную часть программы, мы воочию видим, как из стандартной барочной диспозиции «высекаются» разные органные формы. Это и органный «слепок» скрипичного концерта, снятый Бахом с музыки Вивальди, и BWV 534 – одна из «больших» прелюдий и фуг (которые, как правило, выдерживаются в единой регистровке, с минимальными изменениями), и хоральное трио BWV 655, построенное на единовременном контрасте разных пластов фактуры: cantus firmus вынесен в педаль, в противовес каноническим проведениям в «комментирующем пласте» на двух мануалах.
Французский органный романтизм был связан с иными принципами и эстетическими установками, иллюстрацией которых может послужить музыка Шарля-Мари Видора – композитора, создавшего важнейший для своего времени жанр органной симфонии. Каждая из десяти его симфоний, включающих в себя части разного количества и характера, с разных сторон раскрывает дар Видора-мелодиста и Видора-регистровщика, уравновешивая две эти грани его творческого облика и проливая свет на французский «метод» сочинения музыки. Темы, которые в ином случае звучали бы весьма непритязательно, «оживают» на симфоническом органе, обретая подлинную красоту и непосредственность. Орган Кавайе-Колля – революционный для своего времени и при первом взгляде диаметрально противоположный барочной эстетике – неочевидным образом наследовал исторически сложившиеся черты французских органов с их красочными диспозициями и большим арсеналом характерных сольных тембров.
Исполнитель:
Лилия Печёнкина (орган, Германия)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Токката in F, BuxWV 156
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор RV 565 Антонио Вивальди)
[Allegro]
Grave
Fuga
Largo e spiccato
[Allegro]
Трио Herr Jesu Christ, dich zu uns wend, BWV 655
Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534
Хорал № 29 O Mensch, bewein dein Sünde groß из оратории «Страсти по Матфею», BWV 244 (транскрипция для органа Роберта Шааба)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Прелюдия и фуга до минор, op. 37 № 1
Шaрль-Мари Видор (1844–1937)
Andante sostenuto из Симфонии для органа № 9 до минор «Готической», op. 70
Allegro из Симфонии для органа № 6 соль минор, op. 42/2