Описание
Карл Филипп Эммануил Бах – фигура, блеснувшая на пересечении трëх лучей – уходящего барокко, приближающегося классицизма и неуловимо витающего в воздухе рококо. Микст музыкальных идей и выразительных средств, возникший в этот исторический момент, спустя почти три века воспринимается столь же разнонаправленно: музыкальная логика Баха, ярче всего проявившаяся в его многочисленных сочинениях с участием клавира, непредсказуема и неординарна. Дух импровизации, столь же близкий младшему Баху, как и его отцу, преломляется здесь в фрагментарность форм, стремление выразить аффекты – в обострëнную эмоциональность «бури и натиска». Другие его шедевры, зачастую написанные для самых разных инструментальных составов, отличаются более уравновешенным духом. Прихотливое движение музыкальной мысли, рокайльные мелодические обороты сочетаются в них с классической выверенностью формы и подлинно барочной внутренней цельностью.
Своего рода квинтэссенция этой программы – фантазия фа-диез минор, предназначенная для облигатного клавесина и скрипки. Здесь Бах, движущийся за путеводной звездой Empfindsamkeit, выходит за рамки всех мыслимых на тот исторический момент возможностей, создавая уникальную форму, наполненную сверхнапряжённым содержанием. Клавесин здесь – нечто гораздо более широкое, чем собственно инструмент с присущей ему природой звука и связанным с ней языком: характерная мелодика с мотивами, явно насыщенными «невидимой» микродинамической градацией, свидетельствует о том, что композитор опирался здесь на свой немалый опыт клавикордиста и вполне ясные представления о начинающем свой исторический путь хаммерклавире.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки Una Volta:
Мария Изотова (флейта)
Павел Фильченко (скрипка)
Прасковья Шуляковская (виолончель)
Александра Веткина (клавесин)
В программе:
Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788)
Квартет ля минор, H.537 / Wq. 93
Andantino
Largo e sostenuto
Allegro assai
Соната соль мажор «Гамбургская» для флейты и basso continuo, H.564 / Wq. 133
Allegretto
Rondo: Presto
Фантазия фа-диез минор для облигатного клавесина и скрипки, H.536 / Wq. 80
Дуэт для флейты и скрипки, H.598 / Wq. 140
Andante
Allegro
Allegretto
Трио-соната си минор, H.567 / Wq. 143
Allegro
Adagio
Presto
Своего рода квинтэссенция этой программы – фантазия фа-диез минор, предназначенная для облигатного клавесина и скрипки. Здесь Бах, движущийся за путеводной звездой Empfindsamkeit, выходит за рамки всех мыслимых на тот исторический момент возможностей, создавая уникальную форму, наполненную сверхнапряжённым содержанием. Клавесин здесь – нечто гораздо более широкое, чем собственно инструмент с присущей ему природой звука и связанным с ней языком: характерная мелодика с мотивами, явно насыщенными «невидимой» микродинамической градацией, свидетельствует о том, что композитор опирался здесь на свой немалый опыт клавикордиста и вполне ясные представления о начинающем свой исторический путь хаммерклавире.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки Una Volta:
Мария Изотова (флейта)
Павел Фильченко (скрипка)
Прасковья Шуляковская (виолончель)
Александра Веткина (клавесин)
В программе:
Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788)
Квартет ля минор, H.537 / Wq. 93
Andantino
Largo e sostenuto
Allegro assai
Соната соль мажор «Гамбургская» для флейты и basso continuo, H.564 / Wq. 133
Allegretto
Rondo: Presto
Фантазия фа-диез минор для облигатного клавесина и скрипки, H.536 / Wq. 80
Дуэт для флейты и скрипки, H.598 / Wq. 140
Andante
Allegro
Allegretto
Трио-соната си минор, H.567 / Wq. 143
Allegro
Adagio
Presto