Текст Настасьи Хрущевой на основе пьесы Уильяма Шекспира «Венецианский купец»
Авторская группа: Настасья Хрущева, Александр Артемов, Сергей Илларионов
Лонг-лист Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2016/17 года.
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на особенности схемы зала на спектакле: в партере предусмотрена свободная рассадка.
«Жизнь – история, рассказанная идиотом, в ней есть шум и ярость, нет только смысла»
Уильям Шекспир
Спектакль «Фунт мяса» – это череда словесных поединков, текстовых «баттлов», болевых столкновений, в которые вступают условные герои пьесы Уильяма Шекспира «Венецианский купец».
Спектакль «Фунт мяса» – это действо, существующее по правилам ярмарки, площади, карнавала. Как писал философ и культуролог Михаил Бахтин, «карнавал – это смеховая жизнь народа, это его праздничная жизнь». В карнавальном действе нет правых и виноватых, каждая серьезная проблема, боль или позиция подвергается многократному осмеянию, переворачиванию, обнулению. Слово «карнавал» происходит от итальянского саrnеvаlе: vale – «прощай» и саrnе – «мясо» (карнавальные гуляния обычно проходили перед Великим постом). Как известно, в пьесе «Венецианский купец», события которой разворачиваются на фоне карнавала, купец Антонио берет в долг у старого ростовщика Шейлока крупную сумму денег с условием: если купец не вернет деньги в срок – ростовщик вырежет из его тела фунт мяса. В пьесе Настасьи Хрущевой «Фунт мяса» возможность вырезать кусок плоти из тела противника появится у всех персонажей.
«Фунт мяса» – это праздничное действо, в котором актуальные проблемы современного общества – феминизм, толерантность к сексуальным, национальным и прочим меньшинствам, проблема патриотизма и государственности, неприкосновенность классических текстов – также становятся масками, становятся костями, которыми играют в более серьезную игру. Поединок между масками и суд над ними устраивает Бальтазар – эпизодический персонаж пьесы Шекспира. В роли Бальтазара выступил известный петербургский клоун, актер театра «Лицедеи» Анвар Либабов.
«Фунт мяса» – это игра, участником которой может стать каждый, потому что численность участников карнавала не ограничена.
В спектакле используется монолог Шейлока из пьесы Уильяма Шекспира «Венецианский купец» и фрагмент пьесы Валерия Печейкина «В поисках Шейлока» (монолог Джессики).
Внимание! В спектакле используется ненормативная лексика.
Спектакль идет без антракта.
Лет пять назад я однозначно пришла бы в ужас, увидев подобное, но сегодняшний спектакль смотрел другой человек, и он отбил ладони в пароксизме восторга. Гораздо проще и спокойнее стала относиться ко многим вещам - вроде нецензурщины и нижепоясных шуток. Не то чтобы прямо нравится, но допустимо - в рамках эксперимента над собой и расширения границ нормальности.
Саму концепцию спектакля, это самое столкновение жизненных позиций, опытов и мнений, оттеняет и форма постановки - по тому же принципу борьбы противоположностей на зрителя выливают глубочайшие смыслы, простецких, хлебо-зрелищных конфигурациях. И здесь обе противоположности снова обретают право на существование - так же, как это было все два часа действа.
Практически все дуэли откликнулись и вписались, а избранным даже удалось вызвать у меня слезы - невероятная редкость для драматической постановки.
Всё-таки всё рекомендации приходят в жизнь вовремя, и не нужно их мариновать - не выдержат, потеряют крепость, протухнут.
Спасибо Юре за совет, а труппе БДТ - за неповторимый вечер!
Герои пьесы ведут спор, поднимая проблемы, которые актуальны и в нашей современной жизни. Кто окажется прав, кто виноват? И где же истина? Вот вопросы, которые ставятся в спектакле и на которые ищешь ответ. Интересная задумка сделать спектакль в виде балагана, ярмарки, где клоун становится главным действующим лицом, судьей и вершителем судеб. Он -главный и на нем держится все действие и с этой ролью блестяще справился Анвар Либабов. Единственным минусом для некоторых зрителей будет обилие ненормативной лексики, но это вписывается в задумку режиссера и меня это не возмущало, хотя и резало слух.
Яркая , динамичная , очень талантливая современная постановка- местами хулиганская и смешная, местами очень серьезная и страшная в своей правде. Это без сомнения спектакль- провокация, на гране буффонады и площадного вульгарного балагана. Герои пьесы Шекспира участвуют в батле в стиле стендап, выясняя с помощью голосования зрителей, чья правда более убедительна. Вопросы которые поднимают в спектакле самые что ни на есть современные- женская эмансипация, национализм, гомосексуализм, глобализация, политика.
Самый яркий персонаж спектакля - Бальтазар. Эпизодический персонаж в пьесе, становится главным героем спектакля- это он руководит батлом и комментирует суд в своеобразной манере "черного" шутовства. Играет эту роль неподражаемый Анвар Либабов- актер театра "Лицедеи".