Описание
Французская вокальная музыка эпохи барокко в сознании современного слушателя нередко отождествляется с национальной оперой с присущей ей помпезностью – как правило, «в лице» оперных шедевров Жана-Батиста Люлли, на долгие годы занявшего место «короля французской оперы». Музыка, которая прозвучит в сегодняшнем концерте, написана в более ранний исторический период обращает наше внимание на иную сферу вокальной стихии. Камерные арии, предназначенные для исполнения в принципиально иных условиях, нежели театральные жанры, – рассчитанные на меньшее пространство, в меньшей степени коммерциализированные и предполагающие большую тонкость как в исполнении, так и в письме, – позволяют нам увидеть своеобразный «исток» французского стиля в ничем не замутнëнной первозданности. Пьер Гедрон – по сути, современник Свелинка – одно из первых барочных имëн Франции, чья роль в истории национальной вокальной школы сопоставима с ролью Жана Титлуза в органной сфере или Шамбоньера – в клавесинной. Его идеи развивал Антуан Боссе, а впоследствии и Марк-Антуан Шарпантье – композитор, посвятивший себя преимущественно духовной музыке в полном разнообразии её жанров.
Постепенно погружаясь во французский стиль, «приходя» в несколько менее известную вокальную музыку из – как это ни парадокскально – более известной клавирной, мы без труда заметим общие черты музыкальных «лексем»: характерных мелодических оборотов и гармонических ходов, типичных орнаментальных решений, взаимного расположения мотивных структур и сочетания их в связную фабулу. «Сверить» одно с другим слушатель сможет благодаря непосредственному сопоставлению вокала и клавесина: в программе прозвучат сочинения Антуана Форкре и Луи Куперена – двух французских клавесинистов, внесших, каждый в своë время, поистине колоссальный вклад в традиции письма для этого инструмента.
Исполнители:
Ирина Дуброва (сопрано)
Анна Савенкова (клавесин)
В программе:
Пьер Гедрон (ок.1570–ок.1620)
Si jamais mon ame blessée
Quand premier je la veis
Belle qui m‘avez blessée
Cessés mortels de soupirer
Si le parler et le silence
Aux plaisirs aux délices bergères
Quay? faut-il donc qú Amour
Антуан Боэссе (1586–1643)
A la fin cette bergere
Nos esprits libres et contents
Cessés, ô divine beauté
Frescos ayres d’el prado
Себастьян ле Камю (ок.1610–1677)
Laissez durer la nuit
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704)
Tristes déserts, sombre retraite
Ah! Laissez-moi rêver
Антуан Форкре (1672–1745)
Пятая сюита пьес для клавесина
La Rameau
La Guignon
La Léon. Sarabande.
La Boisson
La Montigni
La Sylva
Jupiter
Постепенно погружаясь во французский стиль, «приходя» в несколько менее известную вокальную музыку из – как это ни парадокскально – более известной клавирной, мы без труда заметим общие черты музыкальных «лексем»: характерных мелодических оборотов и гармонических ходов, типичных орнаментальных решений, взаимного расположения мотивных структур и сочетания их в связную фабулу. «Сверить» одно с другим слушатель сможет благодаря непосредственному сопоставлению вокала и клавесина: в программе прозвучат сочинения Антуана Форкре и Луи Куперена – двух французских клавесинистов, внесших, каждый в своë время, поистине колоссальный вклад в традиции письма для этого инструмента.
Исполнители:
Ирина Дуброва (сопрано)
Анна Савенкова (клавесин)
В программе:
Пьер Гедрон (ок.1570–ок.1620)
Si jamais mon ame blessée
Quand premier je la veis
Belle qui m‘avez blessée
Cessés mortels de soupirer
Si le parler et le silence
Aux plaisirs aux délices bergères
Quay? faut-il donc qú Amour
Антуан Боэссе (1586–1643)
A la fin cette bergere
Nos esprits libres et contents
Cessés, ô divine beauté
Frescos ayres d’el prado
Себастьян ле Камю (ок.1610–1677)
Laissez durer la nuit
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704)
Tristes déserts, sombre retraite
Ah! Laissez-moi rêver
Антуан Форкре (1672–1745)
Пятая сюита пьес для клавесина
La Rameau
La Guignon
La Léon. Sarabande.
La Boisson
La Montigni
La Sylva
Jupiter