Описание
Музыка Сезара Франка – уникальное явление на музыкально-исторической карте мира. Исключительная глубина мысли и чувства, атмосфера философского размышления, полное отсутствие внешних эффектов (Франк остался в истории как один из тех музыкантов, кто принципиально не признавал какую-либо коммерцию в искусстве) роднят его сочинения с творчеством его современника Пьера Пюви де Шаванна – столь же самобытного живописца, вкладывавшего в искусство те же ценности. Собственный взгляд на мир, человеческую жизнь и смысл творчества позволил композитору создать свой неповторимый, уникальный стиль и музыкальный язык, непохожий ни на что другое.
Автор нескольких десятков органных сочинений, каждое из которых является в своëм роде «штучным» по жанру и форме, Франк воплощал в них свои самые сокровенные замыслы. Будучи органистом собора Св. Клотильды в Париже, он имел в своëм распоряжении орган Кавайе-Колля – инструмент, по своему тембровому облику приближенный к симфоническому оркестру. Орган такого плана позволял конструировать принципиально иные фактурные и тембровые нарративы. Именно такому инструменту были обязаны своим рождением исключительно возвышенные и одухотворённые мелодии Сезара Франка, самая знаменитая из которых легла в основу Прелюдии, фуги и вариации.
Три органных хорала, два из которых прозвучат в этой программе, можно без преувеличения назвать вершиной творчества Франка, его своеобразным духовным завещанием. Раскрывая трагическую патетику си-минорного хорала, Франк обращается к архетипу пассакалии и традиционно скорбным коннотациям тональности. Полный драматизма ля-минорный хорал, в некотором роде подытоживающий творчество композитора, обладает симфонически развивающейся формой, в центре которой – «небесная» медленная часть с характерным для Франка тематизмом, не повторëнным никем более из французских композиторов-романтиков.
Исполнитель:
Виктория Гамазова (орган, г. Тольятти)
В программе:
Сезар Франк (1822–1890)
Прелюдия, фуга и вариация си минор, оp. 18, FWV 30
Andantino соль минор, FWV 25
Хорал си минор, FWV 39
Andantino ля-бемоль мажор, FWV 24/32
Фантазия ля мажор, FWV 35
Хорал ля минор, FWV 40
Автор нескольких десятков органных сочинений, каждое из которых является в своëм роде «штучным» по жанру и форме, Франк воплощал в них свои самые сокровенные замыслы. Будучи органистом собора Св. Клотильды в Париже, он имел в своëм распоряжении орган Кавайе-Колля – инструмент, по своему тембровому облику приближенный к симфоническому оркестру. Орган такого плана позволял конструировать принципиально иные фактурные и тембровые нарративы. Именно такому инструменту были обязаны своим рождением исключительно возвышенные и одухотворённые мелодии Сезара Франка, самая знаменитая из которых легла в основу Прелюдии, фуги и вариации.
Три органных хорала, два из которых прозвучат в этой программе, можно без преувеличения назвать вершиной творчества Франка, его своеобразным духовным завещанием. Раскрывая трагическую патетику си-минорного хорала, Франк обращается к архетипу пассакалии и традиционно скорбным коннотациям тональности. Полный драматизма ля-минорный хорал, в некотором роде подытоживающий творчество композитора, обладает симфонически развивающейся формой, в центре которой – «небесная» медленная часть с характерным для Франка тематизмом, не повторëнным никем более из французских композиторов-романтиков.
Исполнитель:
Виктория Гамазова (орган, г. Тольятти)
В программе:
Сезар Франк (1822–1890)
Прелюдия, фуга и вариация си минор, оp. 18, FWV 30
Andantino соль минор, FWV 25
Хорал си минор, FWV 39
Andantino ля-бемоль мажор, FWV 24/32
Фантазия ля мажор, FWV 35
Хорал ля минор, FWV 40