опера Людвига ван Бетховена (концертное исполнение)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты оперы и Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Юстус Франтц
Опера «Фиделио» (1804–1805) принадлежит к вершинам героического классицизма Бетховена. Композитор работал над ними в годы наполеоновских войн, когда героика не была еще обесценена и отвергнута – циничный Венский конгресс, поставивший крест на героической эпохе в европейской истории, был еще впереди.
Единственная опера Бетховена «Фиделио» (первоначально – «Леонора, или супружеская любовь») написана в традициях французской «оперы ужасов и спасения». В ней использовано либретто Никола Буйи для одноименной оперы Пьера Гаво (1798). В основу положен подлинный эпизод спасения женой из тюрьмы мужа, произошедший в Туре в годы террора. Что характерно, Буйи и Гаво от греха подальше перенесли действие в Испанию. Актуальный сюжет стал популярен, одновременно с Бетховеном над ним работал Фердинанд Паэр, который в свою очередь перенес действие в Польшу, поэтому в его опере Леонору зовут Зелиска, а тирана Пизарро – Мороский.
Обычно в «опере спасения» благородного героя вызволяют из заточения не менее благородные друзья, либо герой спасает возлюбленную. Здесь же все наоборот: героиня больше не беспомощная жертва, она переодевается в мужское платье и спасает героя‑страдальца – вся система оперных амплуа приходит в движение! Бетховена также увлекла мрачная романтика тюрем и подземелий, столь популярная в революционную эпоху.
Премьера оперы состоялась 20 ноября 1805 года в Театре ан дер Вин. По иронии судьбы, она пришлась на оккупацию Вены французами, и офицеры революционной армии, ничего не поняв в спектакле, провалили его. Бетховен дважды перерабатывал партитуру, в частности, написав четыре (!) различные увертюры, но «Фиделио» так и суждено было остаться оперой с прекрасной музыкой и сложной Анна Булычева
Возрастная категория 6+
Важная информация :