Концерт органной музыки «ФРАНЦИЯ-ГЕРМАНИЯ: СТОЛЕТИЯ ДИАЛОГА»
6 +

Концерт органной музыки «ФРАНЦИЯ-ГЕРМАНИЯ: СТОЛЕТИЯ ДИАЛОГА»

Описание
Концерт органной музыки
ФРАНЦИЯ-ГЕРМАНИЯ: СТОЛЕТИЯ ДИАЛОГА


Н. Лебег, Д. Букстехуде, Г. Бём, Ж.-Ф. Дандриё,
И.С. Бах, С. Франк, И. Брамс, Ф. Бройтигам, Ж. Лангле

ТАТЬЯНА АНДРИАНОВА
(орган, Москва)


В программе концерта московской органистки Татьяны Андриановой будут звучать духовные и светские органные сочинения немецких и французских композиторов, написанные в XVII - XX веках.

Н. Лебег - французский композитор, органист, клавесинист и педагог. Он внёс существенный вклад в развитие французской органной школы, создав произведения с отдельными партиями для педальной клавиатуры и развивая жанр Tierce en taille. Концерт откроют две его пьесы.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. В наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Прозвучит Прелюдия ре мажор.

Современник И.С. Баха Г. Бём, творчество которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. Будет исполнена его Хоральная прелюдия «Отче наш на небесах».
Ж.-Ф. Дандриё - французский композитор, клавесинист и органист, один из наиболее значительных авторов музыки для клавесина времён французского барокко. Он писал главным образом светскую инструментальную музыку. Ранние сборники содержат традиционные сюиты, написанные в развлекательной «итальянской» манере. В более поздних сборниках 1724 и 1728 гг. «танцевальные» заголовки уступают место программным (в духе Ф. Куперена), и одновременно возрастает роль полифонической техники. Дандриё обращался и к духовной музыке. Прозвучит Magnificat in a в шести частях.

Хоральные органные обработки Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Знаменитый исследователь его жизни и творчества А. Швейцер назвал цикл из 46 хоралов «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Будет исполнена Хоральная прелюдия «Когда в глубокой мы нужде».

Прелюдия и фуга ми минор Баха - одно из его грандиозных творений для органа, оно поражает масштабом и силой воздействия. Это произведение - как огромная драматичная музыкальная фреска с множеством деталей. Сочинение требует от исполнителя не только совершенного технического мастерства, но и огромного эмоционального напряжения. Инструмент подобен оркестру, выступая в разнообразной палитре красок и образов.

С. Франк - выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. На последнем году жизни Франк создаёт «Три хорала» для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Он трактует этот жанр как философско-религиозное размышление.
Исследователи отмечают связь всех трёх пьес с символикой Троицы, где Первый хорал ми мажор ассоциируется с образом Бога-отца, отсюда его эпичность в развёртывании мысли и торжественный гимн в завершении.

Одиннадцать хоральных прелюдий И. Брамса - сочинения зрелого мастера. Хорал для него, как и для многих композиторов-романтиков, являлся художественным символом духовности. Прелюдия № 9 «Всем сердцем стремлюсь я к блаженному концу» - одна из последних пьес Брамса. Это своеобразная драматическая кульминация опуса. Здесь сконцентрирован «эффект скорби»: равномерное движение восьмых звучит как биение последних секунд отведённого человеку времени.

«Возлюбленные христиане, все до одного, радуйтесь!» - лютеранский гимн, написанный в 1523 году Мартином Лютером, некоторые считают его одним из лучших. Немецкий композитор и органист XX-XXI веков Ф. Бройтигам написал на него Прелюдию в джазовом стиле.
Ж. Лангле - органист и самобытный мастер с всегда узнаваемым композиторским стилем. Он формировался под влиянием неоклассицизма, творчества композиторов «Шестёрки», неофольклорных тенденций, традиций школы «Schola cantorum» (церковной музыки, неомодальности средневековых форм и жанров). К важнейшим влияниям стоит отнести творчество О. Мессиана, с которым Лангле был тесно связан ещё со студенческой скамьи. Их объединяло отношение к органному творчеству как к высокой религиозной миссии. Оба трактовали органную композицию как музыкальный «комментарий» к Святому Писанию. В завершение концерта прозвучат 2 пьесы из цикла «9 песен для большого органа»: «Песня мира» и «Песня радости».

Программа концерта:
Николя Лебег (1631-1702)
1-я Симфония из 3-й Органной книги
Tierce en taille из 1-й Сюиты 1-й Органной книги
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ре мажор, BuxWV 139
Георг Бём (1661-1733)
Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш на небесах»)
Жан-Франсуа Дандриё (1683-1738)
Magnificat in a:
Plein Jeu
Duo
Trio
Basse et Dessus de Trompette
Récit de Trompette séparée ou de Cromorne
Dialogue
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия «Wenn wir in höchste Nöten sein» («Когда в глубокой мы нужде»),
BWV 641 из цикла «Органная книжечка»
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Сезар Франк (1822-1890)
Хорал № 1 ми мажор, FWV 38
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Хоральная прелюдия «Herzlich tut mich verlangen» («Стремлюсь я душою к блаженному концу»), op.122 № 10
Фольгер Бройтигам (1939-2022)
Прелюдия в джазовом стиле на хорал «Nun freut euch, lieben Christen g’mein» («Простые христиане, радуйтесь!»)
Жан Лангле (1907-1971)
2 пьесы из цикла «9 песен для большого органа»:
«Песня мира»
«Песня радости»
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург