Концерт музыки для органа и клавесина «Дух свободы»
6 +

Концерт музыки для органа и клавесина «Дух свободы»

Актёры/Исполнители
Андрей Коломийцев (орган, клавесин)
Описание
Музыка, объединëнная в этой программе, – неизведанная для современного слушателя вселенная, язык которой, удалённый от баховского (и даже непосредственно предбаховского) времени, имеет совершенно иную природу. То, что мы называем барочной свободой и изобретательностью, правильнее было бы определить как фокус на ежесекундной «творимости» этой музыки, которую кажется невозможным воспринимать как нечто единожды зафиксированное; отсюда же естественным образом возникает та дискретность музыкальной ткани, благодаря которой самые виртуозные фактуры ощущаются как прозрачные, позволяющие исполнителю дослушивать резонансы – до «первенства звука над тишиной» остаëтся более века.

Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть, как обращается с органным звуком Абрахам ван ден Керкховен: предельно лаконичная фактура его фантазии in c, вкупе с отсутствием каких-либо метрических рамок, оставляет достаточно пространства для непредсказуемо затейливой и весьма «вербальной» линии верхнего голоса, свободно развëртывающейся по ходу движения гармоний. В том же духе написана Toccata da sonarsi alla Leuatione – этот особый тип токкаты, связанный с семантикой вознесения Святых Даров, предполагал полную ритмическую «невесомость» и отсутствие характерных для токкатного письма полифонических фрагментов.

Музыка, предназначенная для клавесина, строилась по тем же принципам – зачастую свободы в ней было ещё больше: характер клавесинного звука и его акустические особенности диктовали само построение фактуры и формы. Высшей точкой такого письма можно считать неметризованные прелюдии, возникшие во Франции середины XVII века из практики импровизации, восходящей к игре на лютне. Прелюдия Луи Куперена в подражание Фробергеру – одно из наиболее известных и совершенных сочинений в этом жанре. Мотив из фробергеровской токкаты, послуживший её «отправной точкой», заставляет нас увидеть взаимопроникновение двух ключевых стилей – французской неметризованной прелюдии и итальянской токкаты.

Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган, клавесин)

В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus

Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667)
Токката VI da sonarsi alla leuatione, FbWV 106

Абрахам ван ден Керкховен (ок. 1618–1701)
Фантазия in c, Watelet 131

---

Луи Куперен (1626–1661)
Прелюдия в подражание г-ну Фробергеру

Доменико Скарлатти (1685–1757)
Соната in f, K. 466
Соната in f, K. 467

Генри Пёрселл (1659–1695)
Граунд in c, ZD 221 (Cambridge MS Mus 653)

Луи Куперен
Павана in fis

---

Андреа Габриели (ок. 1533–1585)
Ричеркар del primo tono alla quarta alta

Пабло Бруна (1611–1679)
Tiento sobre la Letanía de la Virgen de 2° tono

Георг Муффат
Toccata undecima из сборника Apparatus musico-organisticus
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Сентябрь (1 мероприятие )
28
Сентября
Суббота
18:00
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 700 - 1000
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург