Описание
Несмотря на то, что эта программа охватывает несколько разных эпох, начиная с барокко, её смысловой акцент смещён на период от рубежа XIX–XX веков до наших дней. «Стиль изогнутых линий» становится здесь своеобразной призмой, сквозь которую воспринимается всё остальное; этот «угол зрения» подчёркивается сочетанием характерных инструментов, отнюдь не часто встречающимся в органных концертах.
В XIX веке саксофон не имел тех «джазовых» коннотаций, которые часто определяют его восприятие в наши дни. Изобретённый в 1840 году и получивший большое распространение к концу XIX века, инструмент с его мягким вкрадчивым звучанием отражал дух времени – декоративного, изысканного, красочного. Многие французские композиторы с восторгом восприняли это изобретение, оценив его как особую звуковую краску в романтической – а следом и импрессионистической – палитре. В оперных партитурах саксофон встречается у таких композиторов, как Гектор Берлиоз, Жюль Массне, Лео Делиб, в оркестровой – у Жоржа Бизе.
Другой не менее популярный инструмент этого времени – поперечная флейта. Обладающая лëгким и ярким «воздушным» тембром и исключительной подвижностью, она стала одним из любимых инструментов французских композиторов эпохи модерна. Именно во Франции быстрее всего прижился новый тип инструмента – так называемая флейта Бëма, созданная с учётом новых реалий музыкальной практики, отличающаяся особым блеском звука и неисчерпаемыми виртуозными возможностями; для французов с их исторически сложившимся «античным» бэкграундом актуальна была и сугубо архаическая коннотация этого инструмента, его близость к пасторальным образам древнегреческой свирели. В таком ключе её воспринимали Дебюсси, Равель, Форе и другие композиторы, близкие к музыкальному импрессионизму.
Исполнители:
Инна Черепанова (флейта, флейта-пикколо)
Серафима Верхолат (саксофон-альт, саксофон-сопрано)
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Алессандро Марчелло (1673–1747)
Концерт до минор для гобоя с оркестром (переложение для саксофона-сопрано, флейты и органа)
Allegro
Adagio
Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт до мажор для флейты-пикколо и струнного оркестра, RV 443 (версия для флейты-пикколо и органа)
Allegro
Largo
Allegro motto
Клод Дебюсси (1862–1918)
«Маленькая пьеса»
«Маленький пастух»
Габриэль Форе (1845–1924)
Конкурсная пьеса для флейты и фортепиано (органа)
Сицилиана, op. 78
Ханс-Андре Штамм (род. 1958)
Hommage à J. S. Bach для флейты и органа
Луи Куперен (1626–1661)
Чакона (переложение для органа Жозефа Бонне)
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Чакона in c, BuxWV 159
Морис Равель (1875–1937)
Пьеса в форме хабанеры
Рассел Петерсон (род. 1969)
Трио для флейты, саксофона и фортепиано (органа)
В XIX веке саксофон не имел тех «джазовых» коннотаций, которые часто определяют его восприятие в наши дни. Изобретённый в 1840 году и получивший большое распространение к концу XIX века, инструмент с его мягким вкрадчивым звучанием отражал дух времени – декоративного, изысканного, красочного. Многие французские композиторы с восторгом восприняли это изобретение, оценив его как особую звуковую краску в романтической – а следом и импрессионистической – палитре. В оперных партитурах саксофон встречается у таких композиторов, как Гектор Берлиоз, Жюль Массне, Лео Делиб, в оркестровой – у Жоржа Бизе.
Другой не менее популярный инструмент этого времени – поперечная флейта. Обладающая лëгким и ярким «воздушным» тембром и исключительной подвижностью, она стала одним из любимых инструментов французских композиторов эпохи модерна. Именно во Франции быстрее всего прижился новый тип инструмента – так называемая флейта Бëма, созданная с учётом новых реалий музыкальной практики, отличающаяся особым блеском звука и неисчерпаемыми виртуозными возможностями; для французов с их исторически сложившимся «античным» бэкграундом актуальна была и сугубо архаическая коннотация этого инструмента, его близость к пасторальным образам древнегреческой свирели. В таком ключе её воспринимали Дебюсси, Равель, Форе и другие композиторы, близкие к музыкальному импрессионизму.
Исполнители:
Инна Черепанова (флейта, флейта-пикколо)
Серафима Верхолат (саксофон-альт, саксофон-сопрано)
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Алессандро Марчелло (1673–1747)
Концерт до минор для гобоя с оркестром (переложение для саксофона-сопрано, флейты и органа)
Allegro
Adagio
Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт до мажор для флейты-пикколо и струнного оркестра, RV 443 (версия для флейты-пикколо и органа)
Allegro
Largo
Allegro motto
Клод Дебюсси (1862–1918)
«Маленькая пьеса»
«Маленький пастух»
Габриэль Форе (1845–1924)
Конкурсная пьеса для флейты и фортепиано (органа)
Сицилиана, op. 78
Ханс-Андре Штамм (род. 1958)
Hommage à J. S. Bach для флейты и органа
Луи Куперен (1626–1661)
Чакона (переложение для органа Жозефа Бонне)
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Чакона in c, BuxWV 159
Морис Равель (1875–1937)
Пьеса в форме хабанеры
Рассел Петерсон (род. 1969)
Трио для флейты, саксофона и фортепиано (органа)