Описание
В этой программе, включающей в себя как органные, так и ансамблевые сочинения, сочетаются французские и немецкие традиции рождественской музыки.
Ноэль – феномен французской паралитургической традиции. История этого рода музыки восходит к Средневековью, при этом наиболее известные современному слушателю образцы ноэлей в виде органных обработок были созданы в эпоху барокко, силами композиторов, впоследствии получивших имя «ноэлистов». Первым органистом, обратившимся к ноэлям, считается Николя Лебег (1631–1702); в дальнейшем в их число попали Жан-Франсуа Дандриë, Луи-Клод Дакен, Мишель Корретт, Клод-Бенин Бальбатр. В основе каждого органного ноэля лежит простая народная мелодия, предполагающая столь же простую гармонию – материал, открывающий широкий простор для изобретательного варьирования внутри регистрового богатства французского органа. Многочисленные сборники ноэлей (Livres de Noël), активно издававшиеся во Франции на протяжении XVII–XVIII веков, с другой стороны, могли включать в себя как органные пьесы, так и обработки для разных инструментальных составов.
В отличие от французских ноэлей, немецкие духовные сочинения – в том числе и посвящëнные Рождеству – отличались более сложной музыкальной разработкой: в них присутствует гораздо более развëрнутая система риторических фигур, опора на теорию аффектов, множество изобразительных элементов, порою отсылающих к библейским метафорам. Основным жанром немецкой духовной музыки была кантата – пластичность её формы и вариативность состава исполнителей предоставляла композиторам свободу для реализации новых идей, а обязательное присутствие вербального текста создавало повод для его достоверного «подтверждения» музыкальными средствами. Кантаты Георга Филиппа Телемана, в наши дни воспринимающиеся «на втором плане» по сравнению с баховскими, – ценнейшее свидетельство того, какой высоты мастерства достигали авторы сочинений в этом жанре.
Исполнители:
Вера Чеканова (сопрано)
Анастасия Федченко (флейта)
Константин Яковлев (гобой, фагот)
Юлия Гайколова (скрипка)
Екатерина Бязрова (клавесин)
В программе:
Грегор Йозеф Вернер (1693–1766)
Музыка на Рождество
Георг Филипп Телеманн (1681–1767)
Ария из кантаты Da, Jesu, deinen Ruhm zu mehren, TWV 1:155а для сопрано, флейты, гобоя и basso continuo
Кантата Wer zweifelt, daß man unser Herze versagt, TWV 1:1615 для сопрано, гобоя, скрипки и basso continuo
Луи Клод Дакен (1694–1772)
Пьесы из сборника Livre de Noël, op. 2
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704)
Пьесы из сборника Noël sur les instruments, H.534
Фортунато Ридель (XVIII в.)
Квартет фа мажор для флейты,гобоя,скрипки и basso continuo
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Ария Ei! Wie schmeckt der Kaffee süße из «Кофейной кантаты», BWV 211
Ария из «Свадебной кантаты», BWV 202
Ноэль – феномен французской паралитургической традиции. История этого рода музыки восходит к Средневековью, при этом наиболее известные современному слушателю образцы ноэлей в виде органных обработок были созданы в эпоху барокко, силами композиторов, впоследствии получивших имя «ноэлистов». Первым органистом, обратившимся к ноэлям, считается Николя Лебег (1631–1702); в дальнейшем в их число попали Жан-Франсуа Дандриë, Луи-Клод Дакен, Мишель Корретт, Клод-Бенин Бальбатр. В основе каждого органного ноэля лежит простая народная мелодия, предполагающая столь же простую гармонию – материал, открывающий широкий простор для изобретательного варьирования внутри регистрового богатства французского органа. Многочисленные сборники ноэлей (Livres de Noël), активно издававшиеся во Франции на протяжении XVII–XVIII веков, с другой стороны, могли включать в себя как органные пьесы, так и обработки для разных инструментальных составов.
В отличие от французских ноэлей, немецкие духовные сочинения – в том числе и посвящëнные Рождеству – отличались более сложной музыкальной разработкой: в них присутствует гораздо более развëрнутая система риторических фигур, опора на теорию аффектов, множество изобразительных элементов, порою отсылающих к библейским метафорам. Основным жанром немецкой духовной музыки была кантата – пластичность её формы и вариативность состава исполнителей предоставляла композиторам свободу для реализации новых идей, а обязательное присутствие вербального текста создавало повод для его достоверного «подтверждения» музыкальными средствами. Кантаты Георга Филиппа Телемана, в наши дни воспринимающиеся «на втором плане» по сравнению с баховскими, – ценнейшее свидетельство того, какой высоты мастерства достигали авторы сочинений в этом жанре.
Исполнители:
Вера Чеканова (сопрано)
Анастасия Федченко (флейта)
Константин Яковлев (гобой, фагот)
Юлия Гайколова (скрипка)
Екатерина Бязрова (клавесин)
В программе:
Грегор Йозеф Вернер (1693–1766)
Музыка на Рождество
Георг Филипп Телеманн (1681–1767)
Ария из кантаты Da, Jesu, deinen Ruhm zu mehren, TWV 1:155а для сопрано, флейты, гобоя и basso continuo
Кантата Wer zweifelt, daß man unser Herze versagt, TWV 1:1615 для сопрано, гобоя, скрипки и basso continuo
Луи Клод Дакен (1694–1772)
Пьесы из сборника Livre de Noël, op. 2
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704)
Пьесы из сборника Noël sur les instruments, H.534
Фортунато Ридель (XVIII в.)
Квартет фа мажор для флейты,гобоя,скрипки и basso continuo
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Ария Ei! Wie schmeckt der Kaffee süße из «Кофейной кантаты», BWV 211
Ария из «Свадебной кантаты», BWV 202