Без Шуберта… Мир живет без Шуберта уже почти двести лет. Австрийский композитор, который вошел в историю как основоположник музыкального романтизма, скончался в 1828 году и нашел упокоение на Верингском (Центральном) кладбище Вены, где за год до этого похоронили почитаемого им Бетховена.
Судьба отмерила Шуберту неполные тридцать два года земной жизни, но за этот период композитор чрезвычайно много успел сделать. Он является автором большого количества произведений для фортепиано, среди которых сонаты, фантазии, Восемь экспромтов и Шесть музыкальных моментов, камерно-инструментальные сочинения, в том числе струнные квартеты и фортепианный квинтет «Форель»; хоровые миниатюры и кантаты, оперы и зингшпили, симфонии.
Главное место в наследии Шуберта занимают песни, которые впервые в музыкальной истории стали квинтэссенцией стиля композитора. Песенность пронизывает все жанры, к которым обращался Шуберт, а вслед за ним этот прием (и другие черты творческого почерка) широко использовали композиторы последующего времени, напрямую или косвенно испытывавшие влияние музыканта-романтика.
У произведений, заявленных в программе, совсем другие авторы, но утверждение, что все они созданы «без Шуберта», вряд ли будет точным.
Сочинение Сергея Ахунова «В компании с Шубертом» основано на темах Концертного адажио и рондо, созданного австрийским романтиком для ансамбля скрипки, альта, виолончели и фортепиано.
«Лесной царь» для альта и струнных, напротив, не имеет тематического сходства с одноименной шубертовской балладой. Ахунов отмечает: «Я думаю, что надо обращать внимание на Гёте, на сам источник… Я отталкивался не от Шуберта, а от Гёте и пытался параллельно с Шубертом написать произведение, которое было бы абсолютно четко названо “Лесной царь”».
Пожалуй, произведения Ахунова стоит также рассматривать и сквозь призму его отношения к Шуберту, основным качеством которого он назвал уязвимость: «…эта уязвимость слышна в его музыке. Это самое ценное, что в нем есть, потому что это свойственно любому человеку, где бы он ни жил, в какое время, и это отличает его ото всех других композиторов».
«Неоконченный квинтет Шуберта», написанный Владимиром Мартыновым, отсылает к одному из самых известных сочинений композитора-романтика – «Неоконченной» симфонии. В обоих произведениях по две части, что не характерно для данных жанров.
Однажды Мартынов поделился, что при создании Квинтета для него было важным рассмотреть «божественные длинноты Шуберта под увеличительным стеклом». Данное высказывание вполне вписывается в эстетику творческого объединения «Новая простота», которое сложилось в середине 1970-х годов и для представителей которого (в их числе, помимо Мартынова, Арво Пярт, Валентин Сильвестров, Георгс Пелецис) важна рефлексия на то или иное музыкальное явление и при этом некоторая отстраненность, вслушивание, попытка метафизического осмысления.
Десятая симфония Малера осталась незавершенной, хотя неоднократно предпринимались попытки ее реконструировать. Только первая часть – Адажио – намеченного пятичастного цикла имеет относительно законченный вид.
«Если бы Шуберт прожил еще лет пятьдесят, то это был бы уже Малер», – сказал как-то альтист и дирижер Рудольф Баршай. Вполне возможно, но история не знает сослагательного наклонения. Однако в творчестве Малера исследователи находят немало точек соприкосновения с композитором-предшественником, в произведениях которого поздний романтик обрел источник искренности, трогательности и простоты.
Адажио Десятой симфонии, которое прозвучит в переложении для струнных Штадльмайера, – образец позднего творчества Малера, своего рода музыкального перекрестка, где соединяются открытия Шуберта, удивляющие своей задушевностью и непосредственностью, и новые горизонты музыки XX века с ее смелыми экспериментами и новаторствами.
ПРОГРАММА:
С. Ахунов «В компании с Шубертом» для скрипки и струнных, «Лесной царь» для альта и струнных
В. Мартынов «Неоконченный квинтет Шуберта»
Г. Малер Адажио из симфонии № 10 переложение для струнных Й. Штадльмайера
Солисты: Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (альт)
Камерный оркестр «Дивертисмент»
художественный руководитель – заслуженный артист России Илья Иофф
Продолжительность – 1 час 30 минут с антрактом