ПРЕМЬЕРА
17 АПРЕЛЯ 2025
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ ОФИЦЕРОВ
КРОТКАЯ
БАЛЕТ АЛЕКСЕЯ КОНОНОВА
ПО ОДНОИМЁННОЙ ПОВЕСТИ ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО
Экзистенциальная драма в жанре фантастического реализма
Балетное искусство безмолвно по своей природе, и история молчаливых, но драматичных взаимоотношений героев, описанная Федором Достоевским в повести «Кроткая», исключительно балетная.
Многие темы, которые Достоевский ввел в это небольшое произведение, не устарели до сих пор. Одиночество, индивид и общество, социальное неравенство, религия и вера, проблема бедности, предательство, милосердие, проблема выбора, неравный брак, брак по расчёту, измена, домашнее насилие, гордыня и смирение, убийство и самоубийство. Также рассматривается важнейшая для нашего контекста тема молчания, которая собственно и определяет причину формат сценического выражения повести.
Молчание здесь коммуникативная невербальная единица. Герои на протяжении всей короткой совместной жизни разговаривают молча – взглядами, жестами, движениями тел. Неравный брак, в данном случае он же брак по расчету, и коллизии, связанные с напряженной атмосферой совместной жизни людей, которые по разным причинам пошли на этот шаг. Если в неисправных проводах есть электрический ток, то рано или поздно случится короткое замыкание. Главный герой (Ростовщик) о себе: "Я мастер молча говорить, я всю жизнь свою проговорил молча и прожил сам с собою целые трагедии молча". Далее он этот монолог продолжает в адрес своей, уже мертвой, жены, главной героини (Кроткой): "Я все молчал, и особенно, особенно с ней молчал, до самого вчерашнего дня, – почему молчал?" Хороший вопрос. Попытка ответа на него и есть восстановление в его памяти всей этой истории. Взгляд из конца в начало и затем повторение пути из начала в конец.
Архетипичная для петербургской литературы и искусства инверсия, которая позволяет увидеть и понять то, что было пропущено, скрыто, не замечено. Беспроигрышный прием и для балетного театра тоже. Молчание как внутренняя речь, отказ от звуковой речи. Этот отказ может быть намеренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального характера, условиями и нормами соответствующего окружения и т.д. В любом случае, отсутствие диалога всегда причина катастрофы.
Балет Кононова – о человеке, который анализирует события своего прошлого и свои упущенные возможности. Над трупом выбросившейся из окна жены он устраивает самосуд, пытаясь воскресить прошлое и задаваясь вопросом "почему и зачем умерла эта женщина?».
Либретто – Алексей Кононов
Постановка и хореография – Алексей Кононов
Музыка – Настасья Хрущёва
Художник по костюмам и декорации – Алексей Кононов
Художник по свету – Алексей Кононов
Художник по гриму – Ирина Мосягина
Спектакль создан при спонсорской поддержке Уралсиб Премиум банк и на личные средства Алексея Кононова.
В оформлении спектакля присутствуют специально созданные и вышитые изделия фабрики «Крестецкая строчка».
Действующие лица и исполнители:
Кроткая – з.а. России Ирина Перрен (прима-балерина Михайловского театра)
Ростовщик – Андрей Ермаков (премьер балета Мариинского театра)
Лукерья – Наталья Григоруца (Театр Музкомедии)
Ефимович – Дмитрий Рудаченко (экс-премьер балета Михайловского театра)
Тётки – Александра Надточий-Лебедева (Мариинский театр) и Ася Оганнесян (Михайловский театр)
Толстый лавочник – з.а.России Антон Корсаков (экс-премьер балета Мариинского театра)
Спектакль проходит в сопровождении ансамбля АНМ
Валерия Долгушина (фортепиано)
Алиса Губанова (скрипка)
Дарья Луценко (виолончель)
Продолжительность спектакля 1 час 10 минут (без антракта)
Спектакль рассчитан на зрителей старше 16 лет.
Пойду еще раз , с удовольствием!