Описание
Два «государственных языка» барокко – французский стиль и итальянский стиль – представляли собой, по сути, нечто гораздо большее, чем совокупность музыкальных лексем и форм. То были две равноправные картины мира, два самостоятельных мироощущения, стремящихся к выражению посредством собственного неотъемлемого арсенала возможностей. В этой программе мы увидим мир – во всём многообразии его проявлений – глазами французского музыканта.
Орган, оснащённый множеством терпких, «пряных» тембров, контрастно выступающих на флейтовом фоне, подвижный и «разговорчивый», обладающий лёгкостью и прозрачностью звучания в сочетании с неповторимой характерностью. Орган, диспозиция которого напрямую определяет формы и жанры, создавая некие рамки, внутри которых дозволена абсолютная свобода. Орган, принципиально «не впускающий» в себя репертуар для других органов – и не готовый легко и просто «делиться» с ними своим наследием. Клавесин, стремительно приобретающий своё новое звучание – певучее и мягкое, – обладающий исключительной пластичностью и «орнаментальностью». Клавесин, позволяющий сыграть всю мыслимую и немыслимую орнаментику во всех голосах – без малейшего ущерба для прозрачности фактуры. Клавесин, на котором возможны исключительно тонкие интонационные полутона и штрихи. Таковы были инструменты Луи-Николя Клерамбо и Франсуа Куперена.
Прелюдия и фуга BWV 552 – одно из наиболее торжественных сочинений в своëм жанре – обладает той «церемониальностью», которая встречается у Баха достаточно редко: опора на типичные черты французской увертюры достигает здесь своего рода апофеоза. Внешняя пышность этой музыки уравновешивается исключительной содержательностью, выраженной в сложной внутренней структуре: трëхтемная прелюдия, где каждая из тем контрастна двум другим одновременно, сочетается с тройной фугой, построенной по такому же принципу.
Исполнитель:
Алексей Шевченко (орган, клавесин, г. Москва)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552 (из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3)
Франсуа Куперен (1668–1733)
Troisième Ordre /Третья сюита для клавесина до минор и до мажор (из сборника Pièces de clavecin, Livre 1)
La Tenedreuse Allemande
Premiere Courante
Seconde Courante
La Lugubre Sarabande
Gavotte
Menuet
Les Pelerines: La Marche - La Caristade - Le Remerciement
Les Laurentines
L'Espagnolete
Les Regrets
Les Matelotes Provensales
La Favorite Chaconne a deux tems (en rondeau)
La Lutine
Луи-Николя Клерамбо (1676–1749)
Suite du Deuxième Ton / Сюита II тона (из сборника Livre d'orgue, 1710)
Plein Jeu
Duo
Trio
Basse de Cromorne
Flûtes
Récit de Nazard
Caprice sur les grands jeux
Орган, оснащённый множеством терпких, «пряных» тембров, контрастно выступающих на флейтовом фоне, подвижный и «разговорчивый», обладающий лёгкостью и прозрачностью звучания в сочетании с неповторимой характерностью. Орган, диспозиция которого напрямую определяет формы и жанры, создавая некие рамки, внутри которых дозволена абсолютная свобода. Орган, принципиально «не впускающий» в себя репертуар для других органов – и не готовый легко и просто «делиться» с ними своим наследием. Клавесин, стремительно приобретающий своё новое звучание – певучее и мягкое, – обладающий исключительной пластичностью и «орнаментальностью». Клавесин, позволяющий сыграть всю мыслимую и немыслимую орнаментику во всех голосах – без малейшего ущерба для прозрачности фактуры. Клавесин, на котором возможны исключительно тонкие интонационные полутона и штрихи. Таковы были инструменты Луи-Николя Клерамбо и Франсуа Куперена.
Прелюдия и фуга BWV 552 – одно из наиболее торжественных сочинений в своëм жанре – обладает той «церемониальностью», которая встречается у Баха достаточно редко: опора на типичные черты французской увертюры достигает здесь своего рода апофеоза. Внешняя пышность этой музыки уравновешивается исключительной содержательностью, выраженной в сложной внутренней структуре: трëхтемная прелюдия, где каждая из тем контрастна двум другим одновременно, сочетается с тройной фугой, построенной по такому же принципу.
Исполнитель:
Алексей Шевченко (орган, клавесин, г. Москва)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552 (из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3)
Франсуа Куперен (1668–1733)
Troisième Ordre /Третья сюита для клавесина до минор и до мажор (из сборника Pièces de clavecin, Livre 1)
La Tenedreuse Allemande
Premiere Courante
Seconde Courante
La Lugubre Sarabande
Gavotte
Menuet
Les Pelerines: La Marche - La Caristade - Le Remerciement
Les Laurentines
L'Espagnolete
Les Regrets
Les Matelotes Provensales
La Favorite Chaconne a deux tems (en rondeau)
La Lutine
Луи-Николя Клерамбо (1676–1749)
Suite du Deuxième Ton / Сюита II тона (из сборника Livre d'orgue, 1710)
Plein Jeu
Duo
Trio
Basse de Cromorne
Flûtes
Récit de Nazard
Caprice sur les grands jeux