Замысловатое название произведения сложено из первых слогов имен «Альберт» и «Маргарита». Всё действие укладывается в один день жизни Альберта Эйнштейна в августе 1945 года: в день, когда любимая женщина навсегда попрощалась с великим ученым, оставив его в одиночестве — снова и снова мучиться видениями грядущей мировой катастрофы и проживать личную ответственность за трагедию Хиросимы и Нагасаки.
Сложная, многослойная, временами почти детективная история любви Творца и его Музы разворачивается на фоне Второй мировой войны, атомных бомбардировок и происков НКВД. Парадоксальным образом мировая трагедия выступает здесь в роли фатума, без которого герои никогда не узнали бы друг друга. Совсем не случайно литературный Эйнштейн восклицает, обращаясь к возлюбленной: «Ты только подумай: для того, чтобы мы с тобой встретились, в мире должны были произойти планетарные катастрофы: в России — революция, к власти пришел Ленин, потом Сталин, начались репрессии, поэтому вы не вернулись в СССР. В Германии должен был появиться Гитлер, в Берлине на площади перед оперным театром сжигали мои книги. Я эмигрировал — оказался здесь. Какие страшные события, какие трагедии — но в результате мы с тобой встретились. История отвратительна, а жизнь прекрасна».
«Как может не привлекать большой исторический персонаж? — комментирует Лев Стукалов. — При этом всегда стоит принимать во внимание, что каждый режиссер — интерпретатор материала. Каждый видит в тексте что-то свое и по-своему. Я в истории, написанной Гельманом, вижу не исторические личности, а неких персонажей по имени Альберт и Маргарита. Для меня Эйнштейн — гений, большой творец, который на склоне лет не удовлетворен ни своей жизнью, ни своей работой. В его голове бесконечно крутятся мысли о том, что жизнь прожита зря, прожита неправильно. Ну а Маргарита Конёнкова в этой реальности — его ангел-хранитель и муза. Именно эту сторону их взаимоотношений я вывожу на первый план. И это не частная история, а вечный роман, повторяющийся на Земле в разные времена и в разных исторических декорациях».
Музыка Чарли Чаплина, Дюка Эллингтона и Филиппа Гласса
Режиссер-постановщик – заслуженный артист России Лев Стукалов
Ассистенты по сценографии Марина Еремейчева и Марк Борнштейн
В ролях:
Маргарита – Марианна Семенова
Альберт Эйнштейн – заслуженный артист России Лев Стукалов / Сергей Романюк
Продолжительность – 1 час 35 минут без антракта
17.04.2024 Экскурсия по Екатерининскому собранию в 17:30 – для обладателей билетов с 1 по 5 ряд
Спектакль всего двух актеров и я хочу особенно выделить Марианну Семенову. Очень мощная актриса! Громкая четкая эмоциональная речь! Жестикулирование! Походка, осанка! Тонкая женственность! Настоящее эстетическое удовольствие! Можно пригонять первый курс театрального института на мастер-класс.
Лев Стукалов - (одновременно и режиссёр спектакля) играющий Эйнштейна терялся, как главный персонаж на фоне возлюбленной Марго. Очень вяло, тихо, может быть, такая задумка была... И да, надо учитывать, мастеру 80 лет, возможно просто сложно играть в такие годы в более активном режиме. В любом случае, благодарность за замечательную постановку, много креативных акцентов. Яркие контрастные декорации! Хорошо подобранная музыка! Больше всего понравился эпизод являющийся, наверно, кульминацией спектакля, когда Маргарита обматывает учёного телефонным проводом, признаваясь, что завербована НКВД.
Думаю, про Эйнштейна в данной пьесе сказано все то необходимое, что очень полезно знать и понимать современному человеку.