Григорий Горин
Премьера – 22 января 2009 года
Трагикомедия, в 2-х актах
История о том, как в 4-м веке до н.э. базарный торговец Герострат завоевал успех и славу, уничтожив одно из семи чудес света – храм Артемиды Эфесской, волнует человечество с того самого времени, когда вспыхнул этот пророческий пожар. С тех пор всё новые и новые Геростраты на костре тщеславия испепеляют достояния мировой цивилизации и культуры и этим входят в историю.
Судья Клеон в пьесе Григория Горина очень надеялся, что со временем ненавистное имя Герострата будет проклято и забыто. Он ошибся. Герострат был, есть и будет. Он будет снова и снова рождаться, провозглашая: «Делай, что хочешь, богов не боясь, и с людьми не считаясь!».
Спектакль – это эссе, притча о последнем честном человеке на земле. Но речь здесь идёт, конечно, не о Герострате, а о судье Клеоне. Фигура Герострата не представляет загадки, но вот как прожить честному человеку, исполняющему свой долг в разваливающемся обществе? Судьба честного человека в сумасшедшем мире нечеловечески сложна, трудна и трагична. Сейчас в обществе эта проблема стоит особенно остро.
Спектакль «Забыть Герострата!» – это режиссёрский эксперимент артиста Молодёжного театра, поэта и барда Владимира Маслакова.
Художественный руководитель постановки - народный артист России Семён Спивак
Режиссёр – Владимир Маслаков
Художник-постановщик – Наталья Зубович
Художник по костюмам – Михаил Воробейчик
Художники по свету – заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург, Ирина Акуличева
Хореограф-постановщик – заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России Сергей Грицай
Балетмейстер-репетитор – Надежда Рязанцева
Постановка боёв – Игорь Качаев
Музыкальное оформление – Владимир Бычковский
Действующие лица и исполнители:
Тиссаферн, повелитель Эфеса, сатрап персидского царя – Геннадий Косарев
Клементина, его жена – Заслуженная артистка России Екатерина Дронова
Клеон, архонт-басилей Эфеса – Заслуженный артист России Пётр Журавлёв
Герострат – Владимир Маслаков
Крисипп, ростовщик – Евгений Клубов
Эрита, жрица храма Артемиды – Заслуженная артистка России Елена Соловьева/ Регина Щукина
Тюремщик – Александр Куликов/ Сергей Малахов
Стражники, слуги – Станислав Горелов, Ефим Чайка
Спектакль идет с одним антрактом.
Спектакля театра Дождей пока не видела. Поэтому, не сравниваю. Для первого знакомства с пьесой - очень сильное впечатление.
Конечно, необычно, что актеры на сцене одеты либо современно, либо в одежду начала 20 века. Мы для себя объяснили это тем, что постановка актуальна на все времена, хоть до нашей эры, хоть 19 век, хоть 21. Всегда были и будут люди, жаждущие славы любой ценой, всегда будут честные и прямолинейные люди, слабовольные правители и т.д.
Не очень понравилось, вернее, не совсем поняла, почему на роль Клементины была выбрана не молодая актриса. Ну и сцена Клементины и Геростарата в тюрьме не понравилась.
В остальном - очень достойно, необычно, не оставляет равнодушным
1. Действие пьесы происходит в IV веке до нашей эры. Герои, предметы, изложение истории идет от той эпохи. Однако актеры зачем-то в костюмах конца 19 века, предметы тоже. Диссонанс ужасный. Почему именно 19 века? Если режиссер пытался этим сказать, что "проблемы вечны и характерны для всех времен", то идея использования явно худший вариант. Мысль "извечности" воспринимается ценнее, когда приходит зрителю самостоятельно и естественно, Григорий Горин замечательно и просто писал и донес это в своем произведении, так что подобные извращения режиссера просто уничтожают восприятие и цель пьесы.
2. Режиссура. Опять же, извините, но это УЖАСНО!
Непонятные лишние действия при отсутствии важных элементов:
а) Отсутствие роли "Человека театра", в результате чего пролог, диалоги с героями, в которых герои раскрываются, передача идей спектакля - исчезли.
б) "Танец" Тиссаферна и Клементины под крики Герострата "Это я сжег храм...". Что это?
в) Тюремщики, с особой фантазией избивающие Герострата при электрической лампе. Зачем? Что это добавляет к смыслу спектакля?
г) Отсутствие "людей/горожан", даже хотя бы за сценой. Их просто нет, хотя на них переодически ссылаются и по сценарию они играют важную роль в произведении.
д) Висящие веревки на стене камеры, которыми "сами себя типа привязывают" Герострат и Клементина. К чему это? Чем-то заняться, пока произносишь текст?
е) Орущие актеры. Зачем? Абсолютно ненужные и неуместные кричания диалогов актерами.
3. Игра актеров - РАЗОЧАРОВАЛА.
Текст просто пулеметили без остановки, без чувств и эмоций, диалога не чувствовалось, просто каждый старался быстрее произнести свой текст. И самое печальное - сплошное кривляние и БУФФОНАДА, а не актерская игра в глубоком серьезном спектакле.
То, что Герострат расчетливый, умный, сильный, целеустремленный, глубокий человек с трудом понимается только из текста сценария, но не из игры актера, т.к. на сцене сопливый, ноющий, кривляющийся, пулеметящий слова актер.
Тиссаферн - старик, повелитель города Эфес, сатрап персидского царя, в молодости был смел и бесстрашен, водил войска в бой, и греки дрожали при одном его имени. Но перед нами на сцене - кривляющийся плохой клоун.
Клеон - верховный судья, ставящий закон превыше всего, идеал честности, чести, порядочности, самоотреченно служащий справедливости. На сцене видим скорее беспринципного инквизитора, а всё из-за отсутствия сцен и диалогов, в которых он раскрывается у Горина.
Клементина - молодая красавица, достаточно умная, целеустремленная. Но на сцене перед нами, извините, женщина несколько забальзаковского возраста с грузными стонами, охами и нелепой "страстью" в попытке изобразить непонятно что при визите в камеру Герострата.
P.S. К счастью мне посчастливилось видеть "...Забыть Герострата" в исполнении другого театра - "Театра Дождей". Вот это действительно было ВЕЛИКОЛЕПНО! Спектакль полностью соответствует Григорию Горину. Актеры живут на сцене, ни грамма фальши, пробирает до глубины души и слёз в глазах.
содержательный спектакль. И сколько
узнаешь, и сколько понимаешь!