Концерт органной музыки «Орган: штрихи к портрету»
6 +

Концерт органной музыки «Орган: штрихи к портрету»

Актёры/Исполнители
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
Описание
Представляя себе «классический» – или, в каком-то смысле, «стандартный» – органный репертуар (зачастую метонимически обозначаемый как собственно «орган»), мы волей-неволей воспринимаем его как некую целостную данность. В то же время каждый из жанров, традиционно включаемых в подобного рода «стандарт», сообщает нам определённую информацию о путях его становления и позволяет осознать органную культуру не только как «сумму» тех или иных слагаемых, но и как собственно процесс их сложения. В сущности, её можно рассматривать как сочетание собственного, заимствованного и интернализированного, при этом пропорция трёх этих составляющих может существенно меняться.

Большой диалог Луи Маршана, как и множество других образцов французского органного барокко, – пример музыки, исходящей непосредственно из возможностей инструмента, для которого она создавалась, характерные особенности которой буквально продиктованы картиной французского органа. Автор мыслил ресурсами инструмента.

Очевидная противоположность музыке этого склада – органные переложения итальянских концертов, заимствующие изначально несвойственные органу черты – от фактуры до формы, переносящие на клавишный инструмент характерное смычковое письмо. Появление таких транскрипций Баха и Вальтера было весьма новаторским явлением для своего времени, при этом «искусство перевода» в обоих случаях оказалось на высоте.

Хоральные обработки – пример того, как изначально внеинструментальный тип музыки с главенством вербальной составляющей и песенным складом лёг в фундамент колоссального инструментального пласта. Бурное развитие жанра хоральной обработки послужило беспрецедентным импульсом для развития органного письма. В то же время каждое сочинение такого рода содержит незримый дуализм инструментального начала и вербального первоисточника, отличающий хоральную обработку от свободных – не связанных с хоралом – сочинений.

Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)

В программе:
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III органная книга)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт соль мажор, BWV 592 (переложение концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
  Allegro
  Grave
  Presto

Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Ballо del granduca

Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия Erbarm’ dich mein, o Herre Gott, BWV 721

Иоганн Готтфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (переложение концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
  Allegro
  Adagio
  Allegro

Иоганн Себастьян Бах
Три хоральные прелюдии:
  Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 604,
  Nun komm der Heiden Heiland, BWV 559,
  Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639

Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт ми минор La primavera («Весна»), RV 269 из цикла Le quattro stagioni («Времена года») в переложении для органа
  Allegro
  Largo e pianissimo sempre
  Allegro, danza pastorale

Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933)
Триумфальный марш Nun danket alle Gott
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург