Описание
Духовная музыка современных композиторов.
Камерный хор Смольного собора.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир Беглецов.
21 марта, во Всемирный день поэзии, в исполнении Камерного хора Смольного собора прозвучит Концерт для хора на стихи Григора Нарекаци Альфреда Шнитке (1934-1998).
Созданный композитором в 1985 году Хоровой концерт стал выдающимся образцом современной христианской культуры. Творческим и духовным исканиям Альфреда Шнитке (которому в ноябре этого года исполнилось бы 80 лет) оказались удивительно созвучны проникновенные, исповедальные интонации поэзии великого армянского мистика Г.Нарекаци, жившего тысячелетие назад. В «Книге скорбных песнопений», ставшей литературной основой Концерта, библейские события – повод к раздумьям о человеческой жизни, ее внешнем несовершенстве и тайном смысле. Это доверительная беседа, которую ведет с Богом душа, исполненная покаяния и стремления к чистоте. Собственно, сама книга состоит из очень многих глав. Это основное сочинение поэта написано было им в конце жизни, и уже в Средневековье это произведение стало популярным: его читали, передавали из поколения в поколение, толковали по-разному. На русский язык поэму Нарекаци перевел Наум Гребнев, замечательный поэт и знаток восточной литературы. (Всенародную любовь обрела песня «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Гребнева).
В своем концерте Шнитке постарался отразить многосложный мир поэта. Текст Нарекаци, говорил композитор, это только подготовка к пониманию истинного сверхсмысла, который открывается при чтении книги и словами не передаваем. И хотя первая и третья части концерта драматичны и развернуты, а вторая и четвертая – более созерцательны, тем не менее, везде присутствует особое напряжение. Экспрессивные вокализы, особая хоровая оркестровка способствуют этому. Здесь у Шнитке нет цитат, сознательной ориентации на какой-то определенный стиль. Однако эта музыка включает в себя и суть того, что написано у средневекового армянского поэта, и в то же время вызывает в памяти образцы русской культовой музыки. Композитор посвятил этот концерт Валерию Полянскому и Государственному камерному хору министерства культуры СССР, в исполнении которых концерт и был записан на СD – эта запись широко известна.
Неотъемлемой частью репертуара Камерного хора Смольного собора и «визитной карточкой» этого коллектива, руководимого заслуженным артистом России Владимиром Беглецовым, стали произведения Альфреда Шнитке – «Реквием», «Стихи покаянные», «Концерт для хора на стихи Григора Нарекаци». Уровень исполнения этих сложнейших произведений подтверждает высочайший уровень профессиональной культуры и безграничность возможностей Камерного хора. Редкое тембровое богатство в сочетании с безупречной интонацией, тонким чувством стиля, великолепным ансамблем и виртуозной нюансировкой позволяют этому коллективу с успехом исполнять произведения самых разных эпох, направлений, жанров. Молодые артисты хора, которым Владимир Беглецов руководит с 2004 года, мастерски освоили широчайший репертуар – от старинной музыки, шедевров эпохи барокко, русской хоровой классики до Шостаковича, Свиридова, Слонимского, Десятникова, Шнитке, Пендерецкого, Пярта… Дирижерским искусством Беглецова восхищались Геннадий Рождественский и Юрий Темирканов, Саулюс Сондецкис и Николай Алексеев, Александр Дмитриев и Валентин Нестеров, Ирина Богачева и Зураб Соткилава.
Камерный хор Смольного собора.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир Беглецов.
21 марта, во Всемирный день поэзии, в исполнении Камерного хора Смольного собора прозвучит Концерт для хора на стихи Григора Нарекаци Альфреда Шнитке (1934-1998).
Созданный композитором в 1985 году Хоровой концерт стал выдающимся образцом современной христианской культуры. Творческим и духовным исканиям Альфреда Шнитке (которому в ноябре этого года исполнилось бы 80 лет) оказались удивительно созвучны проникновенные, исповедальные интонации поэзии великого армянского мистика Г.Нарекаци, жившего тысячелетие назад. В «Книге скорбных песнопений», ставшей литературной основой Концерта, библейские события – повод к раздумьям о человеческой жизни, ее внешнем несовершенстве и тайном смысле. Это доверительная беседа, которую ведет с Богом душа, исполненная покаяния и стремления к чистоте. Собственно, сама книга состоит из очень многих глав. Это основное сочинение поэта написано было им в конце жизни, и уже в Средневековье это произведение стало популярным: его читали, передавали из поколения в поколение, толковали по-разному. На русский язык поэму Нарекаци перевел Наум Гребнев, замечательный поэт и знаток восточной литературы. (Всенародную любовь обрела песня «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Гребнева).
В своем концерте Шнитке постарался отразить многосложный мир поэта. Текст Нарекаци, говорил композитор, это только подготовка к пониманию истинного сверхсмысла, который открывается при чтении книги и словами не передаваем. И хотя первая и третья части концерта драматичны и развернуты, а вторая и четвертая – более созерцательны, тем не менее, везде присутствует особое напряжение. Экспрессивные вокализы, особая хоровая оркестровка способствуют этому. Здесь у Шнитке нет цитат, сознательной ориентации на какой-то определенный стиль. Однако эта музыка включает в себя и суть того, что написано у средневекового армянского поэта, и в то же время вызывает в памяти образцы русской культовой музыки. Композитор посвятил этот концерт Валерию Полянскому и Государственному камерному хору министерства культуры СССР, в исполнении которых концерт и был записан на СD – эта запись широко известна.
Неотъемлемой частью репертуара Камерного хора Смольного собора и «визитной карточкой» этого коллектива, руководимого заслуженным артистом России Владимиром Беглецовым, стали произведения Альфреда Шнитке – «Реквием», «Стихи покаянные», «Концерт для хора на стихи Григора Нарекаци». Уровень исполнения этих сложнейших произведений подтверждает высочайший уровень профессиональной культуры и безграничность возможностей Камерного хора. Редкое тембровое богатство в сочетании с безупречной интонацией, тонким чувством стиля, великолепным ансамблем и виртуозной нюансировкой позволяют этому коллективу с успехом исполнять произведения самых разных эпох, направлений, жанров. Молодые артисты хора, которым Владимир Беглецов руководит с 2004 года, мастерски освоили широчайший репертуар – от старинной музыки, шедевров эпохи барокко, русской хоровой классики до Шостаковича, Свиридова, Слонимского, Десятникова, Шнитке, Пендерецкого, Пярта… Дирижерским искусством Беглецова восхищались Геннадий Рождественский и Юрий Темирканов, Саулюс Сондецкис и Николай Алексеев, Александр Дмитриев и Валентин Нестеров, Ирина Богачева и Зураб Соткилава.