Н.Римский-Корсаков. Снегурочка
Опера в двух действиях. Редакция театра
Спектакль-лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» поставлена в театре «Зазеркалье» командой, объединившей молодые силы (режиссер-постановщик Василий Заржецкий, сценограф Алексей Левданский) и таких мастеров сцены, как народный артист России Александр Петров (художественный руководитель постановки), народный артист России Павел Бубельников (музыкальный руководитель и дирижер), Стефания Граурогкайте (художник по костюмам), Ирина Новик (балетмейстер-постановщик). В «Снегурочке» заняты молодые артисты и ведущие солисты театра.
Спектакль адресован детям от девяти лет. В работе над «Снегурочкой» постановщики стремились сделать великую классику предельно близкой и внятной для ребёнка. Отсюда и некоторые сокращения, которые претерпела опера в редакции театра (в основном это масштабные хоровые сцены). Центральной в спектакле стала тема милосердия, человеческого света, тепла и, конечно, любви – ведь только ей подвластно превратить ледяную красавицу в живую девушку.
«Снегурочка» – одна из вершин оперного искусства как в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, так и в мировой музыке. Либретто написано самим композитором по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского, которую драматург также назвал «весенней сказкой». «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере А. П. Бородин. Оперу восторженно принял и сам А. Н. Островский, который назвал музыку «Снегурочки» удивительной, так живо выражающей «всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Римскому-Корсакову удалось создать мелодию самой природы, музыкой выразить её душу. При этом наряду с живописно-изобразительным мастерством в «Снегурочке» поражает тонкость поэзии и чистота лирики, которыми дышит музыка оперы. Этот эффект достигается композитором не только в вокальных партиях, но и в поразительно многокрасочном звучании оркестра, с его изысканной палитрой музыкальных красок и тембров (музыка «Снегурочки» не даёт забыть о том, что опера родилась в годы зарождения музыкального импрессионизма во Франции и предвосхитила оркестровые, гармонические находки молодого Клода Дебюсси и Мориса Равеля).
В постановке «Зазеркалья» оркестр расположен на сцене. Он становится действующим лицом спектакля. Юные зрители увидят и услышат, какие инструменты и какие музыкальные темы сопровождают каждого героя. Они смогут оценить роль каждого артиста, ощутить магию оркестра, волю дирижёра – и увидеть во всех них чутких соратников и могущественных волшебников, одушевляющих своим мастерством «весеннюю сказку».
Музыкальный руководитель и дирижер – народный артист России Павел Бубельников
Дирижер – Анатолий Рыбалко
Хормейстеры – Анатолий Рыбалко, Артур Ераносов
Режиссер-постановщик – Василий Заржецкий
Художественный руководитель постановки – народный артист России Александр Петров
Художник-сценограф – Алексей Левданский
Художник по костюмам – Стефания Граурогкайте
Балетмейстер-постановщик – Ирина Новик
Художники по свету – Елена Максимова, Светлана Николаенко
«В спектакле режиссера Василия Заржецкого и художника Алексея Левданского найдена точная и очень красивая метафора. Зеркало сцены образуют широкие боковые порталы и огромный проем в стене — там, в глубине помещается оркестр. В таинственной синей мгле неба сияют ледяные звезды, а внизу теплится подсветка пультов — возникает перекличка, единство миров горнего и дольнего. А действие разворачивается на авансцене, расширенной за счет оркестровой ямы. Хотя перекрыта она не наглухо: из-под земли бьют фонтаны снега, на тростях возносятся птицы из свиты Весны, под землей скрывается бегством Снегурочка, а потом туда же с размаху самоубийственно низвергнется Мизгирь. Пространство расчерчено жердями, укрепленными под разным углом, и резными столбами, порталы декорированы ковриками с квазифольклорными вышивками, костюмы Стефании Граурогкайте также обыгрывают древнерусские мотивы. Все вместе — именно стилизация, которой присутствие позади оркестра во главе с Павлом Бубельниковым (как всегда, соединяющим отточенное мастерство, тонкий вкус, элегантную выделку жеста) само по себе сообщает несколько ироническую отстраненность. Это, конечно же, игра, сказка, хоть и про сверхсерьезные вещи...»
Дмитрий Циликин. Прививка красоты // Ведомости. 2013. 29 марта