Дж. Пуччини. Мадам Баттерфляй
Либретто Л.Иллики и Дж.Джакозы
Великая опера Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан») поставлена бессменными руководителями театра «Зазеркалье» народными артистами России режиссером Александром Петровым и дирижёром Павлом Бубельниковым.
Одна из самых известных опер Пуччини создана в 1904 году и уже более ста лет волнует и восхищает оперную публику всего мира. Фабула либретто – мелодраматическая незатейливая история в духе портовой песенки «Девушка из Нагасаки». Непревзойдённый мастер музыкальной драмы и гениальный мелодист, Пуччини всеми средствами своего богатейшего композиторского дара возвышает этот сюжет до трагического и передаёт красоту и глубину бесконечно трогательной истории японской девушки Чио-Чио-сан, ее любви и смерти.
В спектакле «Зазеркалья» постановщики акцентировали тему поруганных традиций. Отказ героини от веры предков разрушил гармонию её мира, и на сцене эта драма предстаёт в виде огромной статуи Будды, которая, как наваждение, сопровождает каждый миг земного пути Чио-Чио-сан, минуты ее глубинного сосредоточения – состояния, близкого к медитации. Художник Владимир Фирер метафорически передал эту атмосферу: пространство спектакля решено как сад камней, место для пребывания бесконечно одинокой души.
«Мадам Баттерфляй» в «Зазеркалье» – спектакль не только экзотично-красочный, но и удивительно гармоничный, эмоциональный и изысканно тонкий. Открытая страстность музыки Пуччини переплавлена в энергию сильнейшего внутреннего переживания, ярких контрастов, роскошных красок.
В «Мадам Баттерфляй» заняты лучшие силы театра «Зазеркалье».
«"Мадам Баттерфляй" – одно из самых популярных названий во всем корпусе оперной литературы. С мировой премьеры прошло – на минуточку! – 110 лет, и мы эту историю знаем наизусть, а хитам – про себя подпеваем. Но как бы хорошо ни было известно, "чем кончится" (а даже если кто не в курсе – сразу узнает; на первых тактах вступления – картина, повторенная в финале: все персонажи столпились вокруг обнесенного полицейским заграждением места самоубийства Баттерфляй), погубленную от нечего делать прекрасную девушку становится жалко до слез. В этом спектакле сопереживание рождается из подробно проработанных психологических мотивировок, точных реакций, выразительных и также психологически достоверных мизансцен».
Дмитрий Циликин. Рецензия на оперу «Мадам Баттерфляй» в театре «Зазеркалье» //Деловой Петербург. 2014. 14 ноября